Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д,
при секретаре фио,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело N 3а-3623/2018 по административному исковому заявлению фио к начальнику Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации о признании незаконным решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации, отмене решения,
установил:
фио обратилась в суд с исковым заявлением к начальнику Академии Академии ФСБ России о признании незаконным решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации, отмене решения начальника Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации от дата, ссылаясь на то, что в период прохождения военной службы по контракту в качестве преподавателя английского языка в Академии ФСБ России с дата по дата ей был оформлен допуск к государственной тайне. В связи с вступлением в брак дата с гражданином Венгрии фио, истцу было отказано в допуске к государственной тайне и дата истец исключена из списков личного состава. В процессе увольнения истцу было сообщено, что начальников Академии ФСБ России было принято решение о временном ограничении ее права выезд из Российской Федерации сроком на 5 лет. Истец считает, что указанное решение грубо нарушает ее право на выезд и право на семью, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности положениям статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О государственной тайне".
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечена Академия ФСБ России.
В судебное заседание истец фио ее представитель адвокат фио явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснив, что истец один раз за период прохождения службы в Академии ФСБ России ознакомилась с журналом "Вестник контрразведки", который имел соответствующий гриф. Вместе с тем, данный журнал как носитель сведений, составляющих государственную тайну, не имел обязательных реквизитов, предусмотренных статьей 12 Закона Российской Федерации "О государственной тайне". Кроме того, характер сведений, содержащихся в нем, вызывает объективные сомнения в том, что они относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Истец, заключив трудовой договор и контракт о прохождении военной службы, взяла на себя добровольное обязательство не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, вне зависимости от места своего жительства. За период работы в Академии ФСБ России истец постоянно не работала со сведениями, составляющими государственную тайну, не допускала нарушения порядка обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, в связи чем, достаточных оснований для принятия ответчиком решения о временном ограничении права на выезд с максимально предусмотренным законом сроком не имеется.
Представитель ответчиков по доверенности фио просил в удовлетворении требований отказать, поддержал письменные пояснения, ссылаясь на то, что фио в период прохождения службы была допущена к сведениям, составляющим государственную тайну, получала надбавку к окладу по занимаемой воинской должности. Сборник ФСБ России "Вестник контрразведки" N 3 за дата, с которым ознакомлена фио, содержит сведения, составляющие государственную тайну с грифом секретности "совершенно секретно", в связи с чем, последней временно ограничен выезд из России. С учетом заключения об осведомленности, содержанием и степенью актуальности совершенно секретных сведения, в которых осведомлена фио, степенью угроз национальной безопасности, а также того обстоятельства, что фио выразила намерение выехать на постоянное местожительство в Венгрию, страну, состоящую в военно-политическом блоке НАТО, начальник Академии ФСБ России принял правомерное решение о временном ограничении права фио на выезд за пределы Российской Федерации сроком на 5 лет до дата.
Выслушав объяснения административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Международный пакт о гражданских и политических правах дата провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную (пункт 2 статьи 12).
Между тем в пункте 3 названной нормы указано, что данное право может быть ограничено законом в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Согласно статье 2 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Федеральным законом.
Основания ограничения гражданина Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации предусмотрены статьей 15 названного Федерального закона. В соответствии с подпунктом 1 данной нормы право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", государственную тайну составляют сведения в военной области.
В силу статьи 24 Закона Российской Федерации от дата N 5485-1 "О государственной тайне" должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от дата N 5485-1 допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Как следует из пункта 1 статьи 5 этого же Закона Российской Федерации, пункта 11 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N1203, государственную тайну составляют сведения в военной области, в том числе, о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
Порядок рассекречивания сведений и носителей сведений, составляющих государственную тайну, определен в статьях 13,14 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", согласно которым рассекречивание сведений и их носителей это снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничение на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к их носителям.
Основанием для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем каждые пять лет, пересматривать содержание действующих в органах власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, административный истец фио паспортные данные проходила военную службу по контракту от дата по дата.
В соответствии с указанным контрактом (абз. 11 п. 2), фио ознакомлена с законодательными и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими защиту государственной тайны, и будучи допущенной к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, дает согласие на частичные временные ограничения своих прав, которые могут касаться, в том числе, права на выезд из Российской Федерации на срок до 5 лет со дня ее последнего ознакомления с особой важности и совершенно секретными сведениями (л.д. 41).
Согласно представленным доказательствам (л.д. 33) Сборник ФСБ России "Вестник контрразведки" издается с грифом секретности "Совершенно секретно" в связи с тем, что Сборник на постоянной основе включает авторские произведения и иные материалы, раскрывающие состояние, организацию, результаты, планы разведовательной, контрразведовательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, планы строительства, организационного развития, развития сил и средств органов безопасности. Указанная норма основана на п. 1.1.1 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от дата N0120.
Обоснованность отнесения к сведениям, составляющим государственную тайну, и актуальности в настоящее материалов, содержащихся в указанном сборнике "Вестник контрразведки" N 3 (255) от дата, с которым ознакомлена административный истец, подтверждается заключением (л.д. 37), утвержденным Врио заместителя руководителя Службы начальника ОРУ 2 Службы ФСБ России, а также заключением об осведомленности военнослужащего в сведениях, особой важности и (или) совершенно секретных сведениях, утвержденное начальником Академии дата, из которого следует, что фио ознакомлена со сведениями, составляющими государственную тайну со степенью секретности "совершенно секретно". Дата последнего документально подтвержденного ознакомления фио с совершенно секретными сведениями в соответствии с заключением - дата.
Факт получения Сборника для ознакомления фио не оспаривается.
Комиссия, подписавшая указанное заключение, пришла к следующим выводам:
- фио осведомлена в совершенно секретных сведениях, со сроком сохранения степени секретности пять лет;
- с учетом осведомленности фио в совершенно секретных сведениях целесообразно ограничить ее право на выезд за пределы Российской Федерации сроком на пять лет.
Уволена фио с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска (п.п. "г" пункта 2 статьи 51 Федерального воинской обязанности и военной службе") в запас Вооруженных Сил Российской Федерации с выслугой дата 07 месяцев 03 дня. Исключена из списков личного состава в/ч телефон дата (приказ командира в/ч 33965 от дата N 637-лс).
Как следует из решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации, с учетом осведомленности в совершенно секретных сведениях выезд за пределы Российской Федерации ограничен фио на 5 лет до дата.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела факт ознакомления фио со сведениями, составляющими государственную тайну, нашел свое подтверждение, указанные сведения в установленном законом порядке не рассекречены, являются актуальными, установленная их степень секретности "совершенно секретно" соответствует их содержанию, что подтверждается вышеуказанным заключением, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись основания для принятия оспариваемого решения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от дата N 14-П взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из Российской Федерации ставится в зависимость не только от непосредственно предусмотренных ими формальных оснований; такое решение не может основываться на установлении одного лишь факта допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения (пункт 1).
Конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (пункт 2).
Учитывая изложенное, суду при разрешении настоящего дела необходимо установить, было ли соблюдено при принятии в отношении административного истца оспариваемого решения требование соразмерности (пропорциональности) ограничения его права на выезд из Российской Федерации.
При установленной судом степени осведомленности фио в сведениях, составляющих государственную тайну, высокой степени секретности этих сведений, актуальности их на сегодняшний день, учитывая то обстоятельство, что преждевременное разглашение, сведений, с которыми по роду своей деятельности была ознакомлена последняя и, разглашение этих сведений может нанести ущерб безопасности государства, суд считает, что принятое решение об ограничении права на выезд из Российской Федерации отвечает критерию пропорциональности, установленный срок не превышает срока, установленного Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от дата N114-ФЗ.
Международный пакт о гражданских и политических правах дата провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную (пункт 2 статьи 12).
Между тем в пункте 3 названной нормы указано, что данное право может быть ограничено законом в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства дела, суд полагает, что принятые временные ограничительные меры в отношении фио преследуют законную цель, являются соразмерными и не свидетельствуют о нарушении статьи 2 Протокола 4 к Конвенции от дата "О защите прав человека и основных свобод", что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Доводы административного истца о том, что ознакомление со Сборником контрразведки было формальным, сведениями, составляющими государственную тайну, она не владеет, опровергаются представленными по делу объективными доказательствами, а именно выпиской из журнала, в котором она собственноручно поставила свою подпись.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио к начальнику Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения начальника Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации от дата отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.