Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Габо А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3851/2018 по административному исковому заявлению фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость квартиры площадью 71,7 кв.м. с кадастровым номером 77:01: телефон:1782 по адресу: адрес, равной рыночной стоимости в размере 20 393 615 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является сособственником указанного объекта недвижимости (1/2 доля в праве), его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 29 514 623,13 руб, существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости. По мнению административного истца, несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости квартиры.
В судебном заседании представитель административного истца фио административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы фио против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административный истец фио является сособственником квартиры (1/2 доля в праве) площадью 71,7 кв.м. с кадастровым номером 77:01: телефон:1782 по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно Закону г. Москвы "О налоге на имущество физических лиц" административный истец является плательщиком указанного налога в отношении помещения исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29 ноября 2016 года кадастровая стоимость помещения утверждена в размере 29 514 623,13 руб. по состоянию на 01 января 2016 года.
Посчитав установленную в отношении квартиры кадастровую стоимость завышенной, истец обратился к независимому оценщику за установлением рыночной стоимости объекта.
В соответствии с отчетом об оценке наименование организации N 03.09/29-18 от 12.09.2018 по состоянию на 01.01.2016 рыночная стоимость квартиры определена в размере 20 393 615 руб.
В соответствии с п.1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в размере кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы указывали на недостоверность определенной в отчете рыночной стоимости объекта.
Судом отклоняются указанные доводы. Изучив отчет об оценке рыночной стоимости квартиры, составленный наименование организации N 03.09/29-18 от 12.09.2018, суд приходит к выводу, что он является надлежащим доказательством, оценка проведена оценщиком в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 N 297, 298, 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Рыночная стоимость помещения определена оценщиком, исходя из совокупности факторов, в частности, учтено, что помещение расположено в адрес, в 870 метров от станции метро Охотный ряд, в кирпичном семиэтажном здании 1912 года постройки, на первом этаже.
Признавая отчет об оценке допустимым доказательством по настоящему делу, суд учитывает, что оценщиком обоснованно применены сравнительный и доходный подходы, оценщик мотивированно отказался от применения затратного подхода. В качестве объектов-аналогов для проведения оценки были взяты объекты недвижимости, находящиеся в том же районе, что и объект оценки ( адрес, адрес), что соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим специальными познаниями в области оценочной деятельности и имеющим право на проведение соответствующих исследований. Оценщик фио, проводивший оценку, включен в реестр членов наименование организации, его ответственность застрахована, что в полной мере соответствует положениям ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
Также суд принимает во внимание, что разница между установленной в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, о которой просит истец, составляет 31 %.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого помещения сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Административными ответчиками не представлено каких-либо допустимых и относимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные в отчете об оценке выводы. Достоверных данных об иной рыночной стоимости помещения Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в суд также не представлено.
Оснований для назначения по делу судебной оценочной экспертизы суд не усмотрел, поскольку в судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость жилого помещения административного истца не соответствует сложившемуся рынку цен на 1 января 2016 года.
При таких обстоятельствах и исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость квартиры должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке по состоянию на 01 января 2016 года, а именно в размере 20 393 615 руб.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку исковое заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 08 октября 2018 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость жилого помещения - квартиры площадью 71,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01: телефон:1782, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости в размере 20 393 615 руб, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения фио с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать дату подачи иска 08 октября 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Е.А. Грицких
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.