Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3985/2018 по административному исковому заявлению ЗАО "Промстройресурс", ЗАО "Техноактив", ЗАО "Стройфинанс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость помещений по адресу: *** равной рыночной стоимости в следующем размере:
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 153 887 625 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 83 834 867 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 58 822 175 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 48 949 651 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истцы являются плательщиками налога на имущество в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость помещений определена по состоянию на 01 января 2016 года на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в следующем размере:
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 176 633 573,40 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 92 955 349,87 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 63 424 391,66 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере в размере 57 396 373,53 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "АБН-Корпорат" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости помещений. Согласно отчету об оценке N 200/070-2017 от 30.06.2017г. рыночная стоимость помещений, принадлежащих административным истцам, определена в размерах, указанных в административном иске при обращении в суд.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24.08.2017г. заявление административных истцов о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, они обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административных истцов настаивал на удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнений.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат нежилые помещения по адресу: *** с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость помещений определена по состоянию на 01 января 2016 года на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в следующем размере:
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 176 633 573,40 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 92 955 349,87 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 63 424 391,66 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере в размере 57 396 373,53 руб.
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, они имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ООО "АБН-Корпорат". Согласно отчету об оценке N 200/070-2017 от 30.06.2017г. на дату установления кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов составляет:
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 153 887 625 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 83 834 867 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 58 822 175 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 48 949 651 руб.
Данный отчет об оценке представлялся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 24.08.2017г. заявление истцов о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено. Разница между рыночной и кадастровой стоимостью объектов недвижимости составила от 10 до 15%.
В соответствии с п.1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в размере кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения по делу, в которых, среди прочего, указано на недостоверность определенной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости.
Суд не может согласиться с указанными доводами. Так, согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Отчет об оценке, составленный ООО "АБН-Корпорат" N 200/070-2017 от 30.06.2017г, подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов; определение рыночной стоимости в рамках использованных подходов является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Оценщик Дергачев П.В, составивший отчет, является членом СРО НП "Деловой союз оценщиков", имеет полис страхования ответственности ООО "Центральное страховое общество", его стаж работы в оценочной деятельности является значительным. Отчет имеет необходимые приложения с указанием перечня использованных источников, в отчете приведены скриншоты объектов-аналогов, используемые оценщиком, отчете содержится фототаблица оцениваемых объектов недвижимости, а также документы технического и кадастрового учета.
Суд полагает указанный отчет об оценке надлежащим доказательством, отвечающим требованиям статей 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности отчета об оценке и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанный отчет об оценке под сомнение у суда оснований не имеется.
В судебном заседании ни от одной из сторон ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ заявлено не было.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
При таких обстоятельствах, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что административные исковые требования с учетом уточнений, на которых настаивал представитель административных истцов, подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит установлению равной рыночной в размере, указанном в отчете об оценке ООО "АБН-Корпорат" N 200/070-2017 от 30.06.2017г, с учетом уточнений заявленных требований со стороны представителя административных истцов.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 09 августа 2017 года. Поскольку заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано 09 августа 2017 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость помещений по адресу: *** в следующем размере:
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 153 887 625 руб.
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 83 834 867 руб.
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 58 822 175 руб.
- в отношении помещения с кадастровым номером *** в размере 48 949 651 руб.
Кадастровая стоимость установлена на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости. Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 августа 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Решение в полном объеме изготовлено 03 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.