Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Забарина *** на вступившие в законную силу постановление N 0355431010117021400019753 контролёра отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) от 14 февраля 2017 года, решение заместителя начальника отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) от 21 февраля 2017 года, решение судьи Тверского районного суда города Москвы 12 сентября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 0355431010117021400019753 контролёра отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) (далее - ГКУ "АМПП") от 14 февраля 2017 года Забарин С.Н признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей.
Решением заместителя начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" от 21 февраля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Забарина С.Н. - без удовлетворения.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы 12 сентября 2017 года постановление и решение должностных лиц изменены: местом совершения административного правонарушения установлен адрес: г. Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, у дома 4 с. 4 по ул. Лесная, в остальной части постановление и решение должностных лиц ГКУ "АМПП" оставлены без изменения, жалоба Забарина С.Н. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 24 апреля 2018 года вышеуказанные постановление и решение должностных лиц с учётом изменений, внесённых решением судьи районного суда, решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба Забарина С.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Забарин С.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, поскольку на момент фиксации правонарушения он имел действующее резидентное парковочное разрешение. Также заявитель указывает на то, что дело рассмотрено судебными инстанциями с нарушением требований о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и принципа презумпции невиновности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Забарина С.Н. к административной ответственности) неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке влечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.
П ризнавая Забарина С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, должностные лица и судебные инстанции исходили из того, что 13 февраля 2017 года в 19 часов 57 минут по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, у дома 4 с. 4 по ул. Лесная, Забарин С.Н, являясь собственником транспортного средства марки "Форд Мондео", государственный регистрационный знак ***, разместил указанное транспортное средство на парковке для автобусов N 5097 без оплаты в нарушение п. 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП.
Основанием для такого вывода послужил фотоматериал, полученный с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства фиксации административных правонарушений, имеющего функцию фотосъемки: АПК "ПаркНет", идентификатор N 00238, свидетельство о поверке СП 1133325, которое действительно до 15 февраля 2017 года.
Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведённые положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Правилами пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП (далее - Правила пользования городскими парковками), установлено, что размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) является платным по решению Правительства Москвы.
В силу п. 2.5 Правил пользования городскими парковками лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, обязано в течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путём осуществления оплаты за размещение транспортного средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в пунктах 2.3.1 - 2.3.2 настоящих Правил, за исключением следующих случаев: размещение транспортного средства осуществляется бесплатно в соответствии с настоящим постановлением; внесена годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок, а также если внесена плата за льготное размещение транспортного средства, предоставляемого в рамках услуги каршеринг, в соответствии с пунктом 3.4(2) настоящего постановления независимо от времени въезда на парковочное место; внесена плата за размещение одного транспортного средства на парковочном месте платной городской парковки в соответствии с пунктами 3.2 - 3.3 настоящего постановления и въезд на парковочное место осуществляется в период с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут.
Невыполнение данного требования считается неоплатой размещения транспортного средства на платной городской парковке и влечёт административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно подп. 2.9.2 Правил пользования городскими парковками, на городских парковках запрещается размещать на парковочном месте, предназначенном для транспортных средств определённого вида, если это предусмотрено соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, транспортное средство иного вида.
К территории городской парковки в соответствии с п. 1.3 Правил пользования городскими парковками, относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными приложением 1 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
При этом парковочным местом признаётся специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место на городской парковке, предназначенное для размещения одного транспортного средства ( п. 1.4 названных Правил), а специальным парковочным местом для автобуса - парковочное место на городской парковке, предназначенное для размещения транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, категорий М2 или М3 ( пункт 1.4(3) Правил пользования городскими парковками.
В соответствии с п. 3.4 Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" размещение транспортного средства, указанного в резидентном парковочном разрешении, на парковочном месте платной городской парковки (пользование парковочным местом), за исключением размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта и на специальных парковочных местах для автобусов, осуществляется в пределах территории района города Москвы, на который распространяется действие резидентного парковочного разрешения с 20 часов 00 минут до 8 часов 00 минут бесплатно, в остальное время - за плату в размере: 3000 рублей в год (годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок) при условии внесения указанной платы разовым платежом в порядке, установленном Правилами пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств ( приложение 2 к настоящему постановлению).
Согласно п. 5.2.6 указанного выше Постановления парковочное разрешение дает право на размещение транспортного средства на парковочных местах платных городских парковок (кроме размещения на специальном парковочном месте для грузового транспорта и на специальном парковочном месте для автобусов), созданных в районе города Москвы, где расположено жилое помещение, которым резидент владеет на одном из оснований, указанных в пункте 5.1 настоящего постановления, на условиях, установленных пунктом 3.2 настоящего постановления (за исключением случаев, указанных в пункте 5.2.7 настоящего постановления).
Согласно письму первого заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 28.07.2017 парковочное место для туристических автобусов на 2-й Тверской-Ямской улице, в районе д. 4 стр. 4 обустроено на основании приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 25.11.2016 N61-02-466/6 "Об утверждении перечня специальных парковочных мест для автобусов" (л.д. 53-56).
Согласно материалам дела, Забарин С.Н. имел парковочное разрешение города Москвы в отношении транспортного средства марки "Форд Мондео" государственный регистрационный знак ***, предоставляющее право парковки в период с 05.08.2016 до 05.08.2017 включительно с 20.00 до 08.00 ежедневно в пределах территории района города Москвы в котором расположено жилое помещение (Тверской район) (л.д. 8).
Как усматривается из обжалуемых актов, Забарину С.Н. вменяется в вину размещение названного транспортного средства на платной городской парковке на месте, предназначенном для автобусов, в отсутствие факта оплаты.
Между тем анализ вышеприведённых норм в их совокупности применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела свидетельствует о том, что Забариным С.Н. нарушен установленный подп. 2.9.2 Правил пользования городскими парковками, запрет на размещение принадлежащего ему транспортного средства на платной городской парковке на парковочном месте, предназначенном для транспортных средств другого вида (автобусов).
Размещение транспортного средства марки "Форд Мондео" государственный регистрационный знак *** на платной городской парковке на месте, предназначенном для автобусов, является недопустимым в силу подп. 2.9.2 Правил пользования городскими парковками, в связи с этим нельзя согласиться с изложенными в обжалуемых актах выводами о том, что совершённое Забариным С.Н. деяние образует состав административного правонарушения, выразившегося в неуплате за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
В ходе производства по данному делу заявителем указывалось на то, что юридически значимые обстоятельства дела судами не исследованы, не установлена его вина в совершении вменяемого административного правонарушения, неправильно применены нормы права.
В нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ соответствующие доводы заявителя, изложенные в жалобах, начальником отдела оформления и учёта нарушений государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" и нижестоящими судебными инстанциями не опровергнуты.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При этом оснований для переквалификации совершённого Забариным С.Н. деяния на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ не имеется, поскольку КоАП РФ возможность переквалификации статьи закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершённое лицом правонарушение, на статью (часть статьи) не предусмотрена. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о нарушении привлекаемым к административной ответственности лицом требований, предписанных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, которыми в рассматриваемом случае была оборудована платная городская парковка.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Несмотря на требования КоАП РФ, вышеприведённые и иные доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, надлежащей оценки заместителя начальника отдела оформления и учёта нарушений государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" и судебных инстанций не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела всеми судебными инстанциями, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.
Изложенное отвечает правовой позиции, которая нашла своё отражение в постановлениях судьи Верховного Суда РФ от 29.08.2017 N 5-АД17-35, от 26.12.2017 N 5-АД17-99.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление N 0355431010117021400019753 контролёра отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) от 14 февраля 2017 года, решение заместителя начальника отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) от 21 февраля 2017 года, решение судьи Тверского районного суда города Москвы 12 сентября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2018 года, вынесенные в отношении Забарина С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановление, решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Забарина С.Н. - удовлетворить.
Постановление N 0355431010117021400019753 контролёра отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) от 14 февраля 2017 года, решение заместителя начальника отдела оформления и учёта нарушений Государственного казённого учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" от 21 февраля 2017 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы 12 сентября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Забарина *** - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.