Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Серебряный квартет - 3" Морозова С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники города Москвы от 16 мая 2018 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники города Москвы от 16 мая 2018 года общество с ограниченной ответственностью "Серебряный квартет - 3" (далее - ООО "Серебряный квартет - 3", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 сентября 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба генерального директора Общества Морозова С.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель Общества Морозов С.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что о составлении протокола об административном правонарушении Общество не было извещено надлежащим образом; имеющееся в материалах дела уведомление о составлении протокола содержит в себе неоговоренные исправления в части даты его принятия, сведения о лице, в том числе об его полномочиях, принявшем данное уведомление, отсутствуют; выявленные административным органом нарушения ничем не подтверждены, обращения жильцов о разбитых стеклах в управляющую компанию не поступали; обязанность по замене разбитых стекол наступает в течение трех дней, в связи с чем нарушением лицензионных требований будет является только неустранение разбитого стекла в срок; наличие личных вещей собственников помещений в коридоре, ведущем к мусоропроводу, не свидетельствует о захламленности эвакуационного выхода, находящегося с другой стороны; проверка работоспособности системы ДУ и ППА проводилась не квалифицированным специалистом с нарушением инструкции по техническому обслуживанию извещателя; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за о существление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
Подпункт "а" п. 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой п ри управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила), пунктом 4.7.1 которых на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
Согласно п. 3.2.16 Правил предусмотрено, что размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
В силу п. 5.6.2 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются).
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации ( пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, в него включены следующие работы:
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 15 Перечня);
- работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты (п. 27 Перечня);
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 13 Перечня).
Как усматривается из материалов дела ООО "Серебряный квартет - 13" является организацией, управляющей многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Генерала Карбышева, дом 18, на основании лицензии N 077 001206 от 22 сентября 2017 г. и договора управления многоквартирными домами.
В ходе проведенного на основании плана-графика, утвержденного начальником Жилищной инспекции по СЗАО от 14 февраля 2018 года, осмотра вышеуказанного многоквартирного дома сотрудниками Мосжилинспекции были выявлены допущенные ООО "Серебряный квартет - 13" нарушения п. п. 5.6.2, 3.2.16, 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, п.п. 15, 27, 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, выразившиеся в необеспечении работоспособности системы дымоудаления и противопожарной автоматики (при испытаниях система сработала с 3 раза), захламленности эвакуационного выхода на 15 этаж в под. 2, наличие разбитого остекления двери переходного балкона на 15 этаж в подъезд 2.
Указанные действия ООО "Серебрянный квартет-13" квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Серебряный квартет - 13" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 06 апреля 2018 года; актом осмотра от 28 марта 2018 года с фотоматериалом; план-графиком, утвержденный начальником жилищной инспекции по СЗАО города Москвы; карточкой личного приема граждан об обращении жителя дома 18 по улице Генерала Карбышева Дмитровой Т.И.; копией лицензии N 077 001206 от 22 сентября 2017 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; устными показаниями представитель Мосжилнпекции С*** А.В, полученными судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Серебряный квартет - 13" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что нарушений лицензионных требований Обществом допущено не было, являлся предметом проверки при рассмотрении дела и жалобы и был обоснованно отклонен по мотивам, изложенным в судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом выполнение работ для поддержания надлежащего состояние общего имущества жильцов многоквартирного дома, носит для управляющей организации обязательный характер.
В силу вышеперечисленных законоположений ООО "Серебряный квартет - 13" при осуществлении своей функции по управлению многоквартирным домом обязано оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов, в том числе является ответственной и за техническое состояние системы дымоудаления и противопожарной автоматики, надлежащего состояния эвакуационного выхода и двери переходного балкона, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Между тем на момент проведения проверки факт ненадлежащего состояния эвакуационного выхода и дверного заполнения помещений, н е выполнение минимального перечня работ по обеспечению требований пожарной безопасности по содержанию в надлежащем состоянии системы дымоудаления и противопожарной автоматики в многоквартирном доме были достоверно установлены должностными лицами инспекции, что нашло свое отражение в акте проверки и в приложенном к нему фотоматериале, получивших надлежащую оценку нижестоящими судебными инстанциями в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем образует в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Кроме того, на указанные недостатки указывала в жалобе жилец вышеуказанного многоквартирного дома Д*** Т.И, поданной в Мосжилинспекцию 05 марта 2018 г. (л.д. 8).
Таким образом, совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует о недостаточности принятых Обществом мер для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а, следовательно, о допущенном нарушении Обществом лицензионных требований, в связи с чем, судьями первой и второй инстанций сделан обоснованный вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что о составлении протокола об административном правонарушении Общество надлежащим образом не было извещено является необоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, по смыслу статьи 28.2 КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Целью извещения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является обеспечение ему реальной возможности присутствовать при составлении протокола, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемых нарушений, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса. В этой связи административный орган обязан принять меры по заблаговременному извещению законного представителя с учетом назначаемых даты, времени и места составления протокола, а также местонахождения юридического лица и его законного представителя.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Как следует из материалов дела о месте и времени составления протокола СЗ-1048/18 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ Общество извещалось путем вручения соответствующего уведомления сотруднику управляющей компании "Серебряный квартет-3" Н***О.А. 04 апреля 2018 года, о чем последняя расписалась в уведомлении в подтверждение получения (л.д. 3). Внесенные ручным способом исправления в дате получения уведомления на "04" не вызывает сомнений в том, что данное извещение было вручено представителю Общества именно 04 апреля 2018 г, так как первоначально в проставленной дате-штампе указано "40" апреля 2018 г, что затем было исправлено на "04".
При этом объективных данных, свидетельствующих о том, что данное уведомление о составлении протокола об административном правонарушении получено в иную дату, отличную от указанной на копии уведомления, заявителем жалобы не представлено.
Следовательно, оснований полагать, что Обществом не было получено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, либо оно получено неуполномоченным лицом, а равным образом о том, что оно получено после даты составления протокола (06 апреля 2018 года), не имеется.
В назначенное время законный представитель Общества либо его защитник не явились, в связи с чем протокол об административном правонарушении был составлен в их отсутствие и его копия также получена сотрудником Общества лично 10 апреля 2018 года (л.д. 2)
Таким образом, должностным лицом административного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, были предприняты все необходимые и своевременные меры по надлежащему извещению Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; порядок извещения Общества, привлекаемого к административной ответственности соответствует положениям ч. 1 и 3 ст. 25.15 КоАП РФ, в связи с чем, должностным лицом обоснованно 06 апреля 2018 г. был составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО "Серебряный квартет - 3", что не противоречит требованиям ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ и не нарушает гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав Общества.
Изучение материалов дела свидетельствует, что к выводу о виновности ООО "Серебряный квартет - 3" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ мировой судья и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судебными инстанциями проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка. Каких-либо объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судей при рассмотрении дела и жалобы, в представленных материалах дела не имеется. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 428 района Хорошево-Мневники города Москвы от 16 мая 2018 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Серебряный квартет - 3" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Серебряный квартет - 3" Морозова С.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.