Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Секретаревой Н.М., действующей на основании доверенности в интересах Эйсмана А.В., поступившую в Московский городской суд 31 октября 2018 года, на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Эйсмана А.В. к Правительству города Москвы о признании незаконными действий по включению дома в Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, исключении адреса город Москва, 2-й Ботанический пер., дом 6 из указанного Перечня,
установил:
Административный истец Эйсман А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании незаконными действий по включению дома в Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, исключении адреса: г. Москва, 2-й Ботанический проезд, д. 6 из указанного перечня, ссылаясь на то, что является собственником квартиры N *, расположенной в доме N 6 по 2-му Ботаническому проезду г. Москвы. При этом включение дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, в Перечень, по мнению Эйсмана А.В, нарушает его права и свободы, создаёт препятствия к их реализации, возлагает незаконные обязанности на административного истца, который имеет охраняемый законом интерес в сохранности своего права собственности на принадлежащую ему квартиру.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2018 года решение Останкинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
При этом, как справедливо отмечено в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1727-О, 28 сентября 2017 года N 1828-О, в качестве одной из задач административного судопроизводства данный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 КАС РФ).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве органы государственной власти города Москвы: определяют содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве; устанавливают порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация; утверждают программу реновации жилищного фонда в городе Москве; устанавливают формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации; принимают на основании утвержденной программы реновации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения.
Как определено в названном законе под реновацией жилищного фонда в городе Москве (реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации. Очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.
В перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма (наниматели жилых помещений) проголосовали за включение данных многоквартирных домов в проект программы реновации.
При этом к многоквартирным домам первого периода индустриального домостроения относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 годы, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий.
В соответствии со статьей 7.1. Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи. В проект программы реновации жилищного фонда могут быть включены только те многоквартирные дома, в которых голосование по вопросу о включении в проект программы реновации было проведено до 01 июля 2017 года и при условии соответствия результатов такого голосования требованиям закона (не менее двух третей жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации).
Названным законом также предусмотрено, что на любом этапе формирования программы реновации и (или) ее реализации (до определенного момента), в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу принятия решения об исключении этого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия указанного решения многоквартирный дом подлежит исключению из проекта программы реновации, программы реновации.
Правительством Москвы 02 мая 2017 года принято постановление N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", пунктом 1 которого утвержден Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (Порядок голосования), который определяет правила голосования для последующего включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (перечень), а также определяет правила подведения итогов указанного голосования.
Так, согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4 Порядка голосования Перечень размещается на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет до дня начала проведения голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (голосование). При формировании Перечня учитываются: - техническое состояние многоквартирных домов; - ранее поступившие в органы государственной власти и органы местного самоуправления от жителей многоквартирных домов жалобы и предложения, связанные с техническим состоянием этих многоквартирных домов; - результаты поквартирного телефонного опроса, проводимого от имени Правительства Москвы. Голосование проводится путем выражения участниками голосования своего мнения с использованием электронных сервисов, создаваемых в рамках проекта "Активный гражданин", включая использование сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, мобильного приложения проекта "Активный гражданин", и иных информационных сервисов, используемых для обеспечения функционирования проекта "Активный гражданин" (электронное голосование в рамках проекта "Активный гражданин"), либо в любом многофункциональном центре предоставления государственных услуг в районе или поселении города Москвы "Мои документы" (центр госуслуг) независимо от места жительства голосующих граждан.
В силу пункта 6.10 Порядка голосования многоквартирный дом считается поддержанным для включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в случае, если число квартир, проголосовавших "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, включая квартиры, указанные в пункте 6.9(1) Порядка голосования, согласно которому голоса квартир, ни один из собственников или нанимателей по договору социального найма которых не принял участие в голосовании, учитываются пропорционально голосам квартир, которые учитываются как проголосовавшие "за" или "против", превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме, уменьшенного на число квартир, указанных в пункте 6.8 Порядка голосования, предусматривающего, что в случае равного распределения мнений (голосов) в отношении одной квартиры голосование по такой квартире не учитывается и в подведении итогов голосования не принимается.
Как установлено в пункте 7.1. Порядка голосования при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве учитываются многоквартирные дома:
7.1.1. Если число квартир, проголосовавших "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с пунктом 6.10 настоящего Порядка, превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме.
7.1.2. Если на общем собрании собственников помещений которых, проведенном в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 постановления Правительства Москвы от 02 мая 2017 года N 245-ПП), решение о поддержке включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме независимо от нахождения многоквартирного дома в Перечне.
Как следует из содержания норм постановления Правительства от 02 мая 2017 года N 245-ПП, голосование проводится не только в отношении многоквартирных домов, включенных в размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (пункт 2.2.), но и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Решение о согласии с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.5. постановления Правительства от 02 мая 2017 года N 245-ПП результаты проведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме учитываются при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве и имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
Судом установлено, что Эйсман А.В. является собственником квартиры N *, расположенной в доме N 6 по 2-му Ботаническому проезду.
Постановлением Правительства Москвы от 01 августа 2017 года N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", утверждена Программа реновации жилищного фонда в г. Москве.
В целях реализации Программы реновации принят Федеральный закон от 01 июля 2017 года N 141-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Закон РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы РФ" и отдельные законодательные акты РФ в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте РФ.
Программа реновации жилищного фонда в городе Москве содержит Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация.
Жилой дом, расположенный по адресу: город Москва, 2-й Ботанический проезд, дом 6 включен в указанный Перечень (п. 396 ч. 5 раздела 11 Программы).
Согласно ст. 7.1 Закона РФ " О статусе столицы РФ" в проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее 2/3 жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.
Постановлением Правительства Москвы от 02 мая 2017 года N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" установлены формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации Программы реновации.
Указанным постановлением определены следующие формы выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации: голосование с использованием сервисов "Активный гражданин" или через МФЦ, проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с данными официального сайта Мэра и Правительства Москвы, "за включение" многоквартирного дома по адресу: горд Москва, 2-й Ботанический проезд, дом 6 в Программу реновации проголосовало - 96 % участников голосования, "против включения" - 4 %.
Таким образом, за включение жилого дома в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве проголосовало более 2/3 собственников и нанимателей жилых помещений указанного жилого дома.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Правительства Москвы не противоречат закону, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, одновременно указав на следующее.
Как следует из анализа действующего законодательства, в связи с оспариваемыми действиями Правительства Москвы, как и в целом с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, не прекращаются права собственности и пользования граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, в том числе права собственности на квартиру (долю в праве), на землю, долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома, жилое помещение по договору социального найма (статьи 8, 15, 235, 239.2, 279, 280, 281, 283, 288 - 290, 687, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 - 3, 10, 12 - 14, 30 - 32, 35 - 36, 44, 46, 67, 69, 79, 83 - 90 Жилищного кодекса РФ, статьи 3, 9 - 11, 15 - 19, 25, 35, 39.1, 39.20, 40, 44, 49, 52, глава VII, статьи 60 - 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, оспариваемые административным истцом действия Правительства Москвы, касающиеся формирования Перечня многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, осуществлялись в целях подготовки, формирования проекта программы реновации, включения в него многоквартирных домов, подлежащих реновации, учета мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве.
В соответствии с данными официального сайта Мэра и Правительства Москвы, "за включение" многоквартирного дома по адресу: г. Москва, 2-й Ботанический проезд, д. 6 в Программу реновации проголосовало - 96% участников голосования, "против включения" - 4%.
Таким образом, за включение жилого дома в Программу реновации жилищного фонда в адрес проголосовало более 2/3 собственников и нанимателей жилых помещений указанного жилого дома.
При этом, поскольку согласно ст. 7.3 Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах с 01 августа 2017 года, а ранее внесенные указанными собственниками жилых помещений взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме используются на цели реализации программы реновации.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Секретаревой Н.М, действующей на основании доверенности в интересах Эйсмана А.В, на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 05 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2018 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.