Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГУП *** "***" *** на решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 20 июня 2018 года, которым
постановление N *** старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля *** от 01 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФГУП "***" "***" оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля *** от 01 марта 2018 года ФГУП "***" "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
На данное постановление защитником подана жалоба в суд, судьей Щербинского районного суда г. Москвы вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе защитник ФГУП "***" "***" *** ставит вопрос об отмене судебного решения и постановления административного органа, указывая на то, что не было дано правовой оценки доводам заявителя об отсутствии состава и события административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель ФГУП "***" "***", защитник не явились, извещены надлежащим образом о судебном заседании, об отложении не просили, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п. 2 ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы *** в судебное заседание явился, был допрошен в качестве свидетеля, просил решение судьи районного суда оставить без изменения.
Проверив также материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, установлено должностным лицом административного органа и судьёй районного суда, 10 августа 2017 года в 17 час 50 мин по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское, на территории ФГУП "***" "***" выявлен факт складирования отходов производства и потребления различного класса опасности без получения соответствующей лицензии, а также отсутствие оформленных в установленном порядке паспортов отходов и их лимитов. В ходе осмотра площадки по вышеуказанному адресу координаты 55.527198 с.ш, 37.470240 в.д, в непосредственной близости от проезжей части, обнаружены навалы грунта, автомобильных покрышек, потерявших потребительские свойства, отходы производства сельскохозяйственного назначения, отходы от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, на площади примерно около 0,2 га. На указанной площадке организовано разравнивание и трамбовка грунтов и отходов. Обнаруженные на месте осмотра отходы имеют следующие классификаторы и классы опасности: грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами - 8 11 100 01 49 5 (5 класс опасности); лом кирпичный кладки от сноса и разборки зданий - 8 12 201 01 20 5 (5 класс опасности); мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 101 01 72 4 (4 класс опасности); древесные отходы от сноса и разборки зданий - 8 12 101 01 72 4 94 класс опасности); отходы цемента в кусковой форме - 8 22 101 012 15 (5 класс опасности); лом бетонный изделий, отходы бетона в кусковой форме - 8 22 301 01 21 5 (класс опасности); отходы затвердевшего строительного раствора в кусковой форме - 8 22 401 01 21 4 (4 класс опасности); покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - 9 21 130 02 504 (4 класс опасности).
В ходе осмотра паспорта отходов, лимитов, а также лицензия на право утилизации отходов не представлены.
Данный земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, принадлежит ФГУП "***" "***".
Таким образом, ФГУП "***" "***" допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в связи с несоблюдением требований ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89 "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 3.1 постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 891-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по благоустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках", поскольку 10 августа 2018 года в 17 час 50 мин по адресу: г. Москва, п. Воскресенское, допустило факт складирования отходов производства и потребления 4-го и 5-го класса опасности без получения соответствующей лицензии, а также в отсутствие оформленных в установленном порядке паспортов отходов и их лимитов.
Действия ФГУП "***" "***" должностным лицом административного органа и судьёй районного суда квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ верно.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ФГУП "***" "***" в его совершении подтверждены имеющимися в деле доказательствами
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа, а также судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФГУП "***" "***" в его совершении.
В соответствии со ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89 "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека установлено требование индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. На отходы 1-5 классов опасности должен быть составлен паспорт. При этом лица, допущенные к обращению с отходами 1-5 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами на право работы с отходами 1-5 класса опасности.
В соответствии со ст. ст. 39, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления в соответствии с законодательством. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 891-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по благоустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями - природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведённых и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения).
В нарушении вышеуказанных требований ФГУП "***" "***" допустило несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления по адресу: г. Москва, пос. Воскресенское.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГУП "***" "***" имелась возможность для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за нарушение которого ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности вынесено на недопустимых доказательствах, не был проведен повторный осмотр территории, являются несостоятельными, поскольку в порядке ст. 24.4 КоАП РФ ходатайство о проведении повторного осмотра территории должностным лицом рассмотрено и определением N *** обоснованно отклонено (л.д. 83-85, 81-82). При этом, имеющиеся в деле доказательства, протокол об административном правонарушении, протокол осмотра территории, фототаблица составлены уполномоченными должностными лицами и являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку получены в соответствии с нормами КоАП РФ. Данные доказательства подтверждают факт нарушения ФГУП "***" "***" ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что неустановленные лица осуществляли несанкционированный завоз грунта (мусора) на территории, принадлежащие ФГУП "***" "***", не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и оценивается как защитная позиция, направленная на избежание ответственности за совершенное административное правонарушение. При этом учитываю, что обязанность соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования является обязанностью хозяйствующего субъекта, оказывающего прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Данные отходы обнаружены на территории земельного участка, принадлежащего ФГУП "***" "***", что подтверждается представленными доказательствами.
Доводы жалобы на отсутствие протоколов судебных заседаний со ссылкой на нормы Гражданского процессуального кодекса РФ не могут быть приняты во внимание, так как порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку должностного лица и суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГУП "***" "***" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом имущественного положения юридического лица.
Постановление о привлечении ФГУП "***" "***" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принцип презумпции невиновности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление N N *** старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 01 марта 2018 года, решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП "***" "***" оставить без изменения, жалобу защитника ФГУП "***" "***"*** - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.