Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалоб защитника ОАО "РЖД" по доверенности Ш***И.С. на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 05 сентября 2018 года, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
установил:
11 июля 2018 г. Лиховским транспортным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД".
Административный материал по ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ передан на рассмотрение по подведомственности передан в Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого 05 сентября 2018 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данное постановление в Московский городской суд обжалует защитник ОАО "РЖД" по доверенности Ш*** И.С. по доводам жалобы, согласно которым, судом не учтены требования закона и обстоятельства дела, предъявленные прокурором требования являются вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО, что недопустимо, вмененное правонарушение является малозначительным, в связи с чем просила решение судьи отменить, либо изменить, уменьшив размер административного штрафа.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" по доверенности С*** К.П. поддержал приведенные выше доводы поданной жалобы в полном объеме, просили их удовлетворить.
В письменном ходатайстве Л*** транспортный прокурор просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения стороны защиты, нахожу состоявшийся по делу судебный акт не подлежащим отмене или изменению ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ наступает за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 того же Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, непрерывность, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с п.п. 10 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно ст. 5 указанного закона порядок проведения оценки уязвимости объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка
уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В силу подп. 5 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ.
Таким образом, на ОАО "РЖД", как на субъект транспортной инфраструктуры, возложены обязанности по исполнению положений Закона в части принятия мер, необходимых и достаточных для обеспечения защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, заместителем начальника Северо-Кавказской дирекции управления движением по безопасности движения М*** С.А. в прокуратуру направлена информация от 22.06.2018 N исх-4612/СКАВД, из которой следует, что железнодорожная станция Боченково Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" внесена в реестр категорированных объектов 13.03.2018 с присвоением 2 категории по транспортной безопасности. В адрес Центральной дирекции управления движением направлено письмо от 26.03.2018 N исх-2062/СКАВД о выделении дополнительного бюджета на проведение оценки уязвимости железнодорожной станции Боченково. На данное письмо получен ответ заместителя начальника Центральной дирекции управления движением по
безопасности движения Р*** Р.В. от 23.04.2018 N исх-7568/ЦД, согласно
которому лимиты денежных средств, выделенные в ноябре 2017 г, использованы в
полном объеме для проведения оценки уязвимости станций, задействованных в
проведении Чемпионата мира по футболу FIFA - 2018, после проведения
конкурентных процедур незадействованные лимиты денежных средств будут
перераспределены, и в приоритетном порядке будет рассмотрен вопрос о проведении
оценки уязвимости станций, по которым имеются судебные решения или предписания надзорных органов. Как установлено в ходе проверки, уведомление о присвоении 2 категории объекту транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Боченково Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 13.03.2018 N ***-поступило в ОАО "РЖД" 14.03.2018 входящий N вх-8556.
Срок выполнения обязанности по обеспечению проведения оценки уязвимости данного объекта истек 15.06.2018, и до настоящего дня обязанность не исполнена.
Таким образом, ОАО "РЖД", расположенное по адресу: ***, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, на которого распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, длительный период времени, умышленно сознавало противоправный характер своего бездействия, не исполняло обязательные требования по обеспечению транспортной безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения и виновность ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.07.2018 года, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; сведениями предоставленными ОАО "РЖД" от 27.03.2018 N исх.-*** и от 22.06.2018 за исх. N-***; уведомлением от 13.03.2018 N ***; а также иными материалами дела.
Данные доказательства составлены уполномоченными должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Системный анализ положений статей 25.1, 28.2 и 28.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязан известить (уведомить) законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте вынесения постановления в целях обеспечения ему возможности реализовать права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО "РЖД" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности и противодействию терроризму, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
В данном случае указанным обществом не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные в поданных жалобах доводы не опровергают наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие стороны защиты с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ОАО "РЖД" в материалах дела не имеется.
Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, с учетом факта совершения административного правонарушения в области транспортной безопасности, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является соразмерным содеянному.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ОАО "РЖД", материалы дела не содержат.
Постановление вынесено с соблюдением установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 05 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.