Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Васляева В.С. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Кикеевой Э.М,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по исковому заявлению Бадмаевой Елены Владимировны к Администрации г. Элисты, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Элисты Тельмджиева А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Администрации г. Элисты Тельмджиева А.А, поддержавшего доводы жалобы, возражения административного истца Бадмаевой Е.В. и его представителя Маргарян В.Л. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Бадмаева Е.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Администрации г..Элисты, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, мотивируя тем, что ей принадлежит на праве собственности квартира N 3 в многоквартирном жилом доме по адресу: "... ". Заключением Межведомственной комиссии Администрации г..Элисты от 30 сентября 2015 г..данная квартира признана непригодной для проживания. С 30 сентября 2015 г..Администрацией г..Элисты не принято решение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "... ", в котором находится ее квартира N 3 Указанный объект недвижимости не признан аварийным и подлежащим сносу, не установлен срок отселения, многоквартирный дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Она лишена права использовать квартиру по назначению и права стать участником республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г..N 212. В связи с тем, что здание многоквартирного дома находится в собственности Республики Калмыкия, она обращалась также в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о принятии соответствующих мер по аварийному дому.
Просила привлечь к делу в качестве соответчика Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. С учетом уточнения исковых требований просила признать бездействие Администрации г..Элисты и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по непринятию решения о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "... ", незаконным; обязать Администрацию г..Элисты и Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия принять решение о дальнейшем использовании указанного многоквартирного жилого дома с учетом заключения от 30 сентября 2015 г..Межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенной постановлением Администрации г..Элисты от 24 марта 2015 г..N 1393.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня 2018 г. административные исковые требования Бадмаевой Е.В. удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации г. Элисты и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия по непринятию решения о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "... ". На Администрацию г. Элисты и Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность принять решение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "... ", с учетом заключения Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Администрации г. Элисты от 24 марта 2015 г. N 1393, об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 30 сентября 2015 г, в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Элисты Тельмджиев А.А. просит решение суда первой инстанции отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в соответствии с законом для принятия решения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц необходимо признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Между тем, поскольку квартира, признанная непригодной для проживания, находится в составе здания, находящегося в собственности Республики Калмыки, Межведомственная комиссия Администрации г. Элисты не имела полномочий и законных оснований на признание всего здания аварийным.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 15 Жилищного кодекса РФ, пунктами 6, 7, 33, 42, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение), пришел к выводу о том, что в нарушение пункта 49 Положения Администрация г. Элисты не приняла решение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, то есть допустила незаконное бездействие и нарушала права и законные интересы истца.
С такими выводами суда следует согласиться.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.
N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 г, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании пункта 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, истец Бадмаева Е.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "... " (свидетельство о государственной регистрации права серии "... ").
30 сентября 2015 г. заключением Межведомственной комиссии Администрации г. Элисты об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением, принадлежащая истцу на праве частной собственности квартира признана непригодной для проживания.
После 30 сентября 2015г. Администрации г. Элисты в течение 30 дней со дня получения заключения не приняла решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и не издала распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
27 февраля 2018 г. истец обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о признании дома аварийным, письмом Министерства от 7 марта 2018г. в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на отсутствие у Министерства соответствующих полномочий.
18 апреля 2018 г. Бадмаева Е.В. обратилась в Межведомственную комиссию Администрации г. Элисты с просьбой о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
В письме от 10 мая 2018г. Администрация г. Элисты ссылается на отсутствие полномочий по признанию спорного дома аварийным, поскольку здание находится в собственности субъекта РФ.
Как следует из анализа приведенных положений нормативных актов, установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов и т.д.
Между тем, в нарушение пункта 49 Положения соответствующее решение Администрацией г. Элисты в отношении спорного дома не принято.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления обоснованно признано судом незаконным.
Довод Администрации г. Элисты об отсутствии полномочий на вынесение решения о дальнейшем использовании спорного дома ввиду того, что часть здания и квартира N 5 находятся в собственности Республики Калмыкия, несостоятелен.
Согласно абзацу 3 пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Таким образом, поскольку Межведомственная комиссия Администрации
г. Элисты провела обследование квартиры, находящейся в частной собственности, и вынесла заключение о признании ее непригодной для проживания, администрация, обладая достаточными властными полномочиями, обязана была совершить дальнейшие действия в соответствии с Положением, с привлечением соответствующих государственных органов Республики Калмыкия.
Разногласия между органами, обладающими публично-властными полномочиями (Администрацией г. Элисты и Министерством по земельным и имущественным отношениям РК), не могут нарушать конституционные права и интересы гражданина.
В суде первой инстанции представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК не возражал против удовлетворения требований, в апелляционном порядке решение суда не обжаловал, что свидетельствует о признании им заявленных требований.
Возложение судом на орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта РФ обязанности по принятию решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома соответствует Положению, принципам и целям жилищного регулирования и обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств.
Каких-либо иных правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 июня
2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л. Лиджеева
Судьи
В.С. Васляев
Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.