Дата вступления в законную силу - 2 ноября 2018 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л,
при секретаре Кикеевой Э.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Тутинова Михаила Гучновича к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
установил:
Тутинов М.Г. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: рынки; с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... "; земельного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: рынки; с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... "; земельного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: рынки; с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... ".
Кадастровая стоимость данных арендуемых земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012г. N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия", составила 2602 086 руб. 46 коп, 2461184 руб. 78 коп, 2496410 руб. 02 коп. соответственно. В связи с тем, что завышенный размер кадастровой стоимости по отношению к реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение арендной платы за земельные участки, он обратился к независимому оценщику для проведения оценки земельных участков. Согласно отчетам N 001/18,
N 002/18, N 003/18 от 05 сентября 2018 г. независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030234:542 составила 886 500 руб, земельного участка с кадастровым номером 08:14:030234:543 - 838500 руб, земельного участка с кадастровым номером 08:14:030234:544 - 850500 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права истца как арендатора земельных участков, арендные платежи за которые исчисляются в зависимости от кадастровой стоимости. Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 09 августа 2016 г. в размере, равном их рыночной стоимости - 886 500 руб, 838500 руб, 850500 руб. соответственно.
В судебном заседании представитель истца Басаев С.Б. исковые требования поддержал, уточнив дату определения кадастровой стоимости земельных участков на 02 июня 2017 г.
Представители ответчиков Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованного лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия, Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элиста в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по доводам иска не представили.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда N 28 от
30 июня 2015г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно договору аренды N 20/2017 от 29 ноября 2017 г, заключенному между Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элиста и Тутиновым М.Г, истец является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: рынки; с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... ".
Согласно договору аренды N 21/2017 от 29 ноября 2017 г, заключенному между Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элиста и Тутиновым М.Г, истец является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: рынки; с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... ".
Согласно договору аренды N 22/2017 от 29 ноября 2017 г, заключенному между Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элиста и Тутиновым М.Г, истец является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: рынки; с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... ".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Тутинов М.Г. имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010г.
N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015г.
N 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 5 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия", составила 2602 086 руб. 46 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия", составила 2461184 руб. 78 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия", составила 2496410 руб. 02 коп.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия". Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, Тутинов М.Г. обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету N 001/18, составленному независимым оценщиком Босхаевым Х.П, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 02 июня 2017 г. составила 886 500 руб.
В соответствии с отчетом N 002/18, составленному независимым оценщиком Босхаевым Х.П, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 02 июня 2017 г. составила 838500 руб.
Согласно отчету N 003/18, составленному независимым оценщиком Босхаевым Х.П, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 02 июня 2017 г. составила 850500 руб.
Отчеты об оценке N 001/18, N 002/18, N 003/18 от 05 сентября 2018г. соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и заданию на оценку, выводы эксперта о величине рыночной стоимости объектов признаны обоснованными.
Изучив отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что представленные истцом отчеты являются достоверными, в целом соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик Босхаев Х.П. является членом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включенной в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 19 декабря 2007 г. за N 006, свидетельство N 00212 от 24 января 2008 г, его ответственность застрахована АО "Альфастрахование".
Представленные истцом отчеты N 001/18, N 002/18, N 003/18 от 05 сентября 2018г. подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёты об определении рыночной стоимости земельных участков не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости, указанный в отчётах N 001/18, N 002/18, N 003/18 от 05 сентября 2018г. об определении рыночной стоимости земельных участков, и удовлетворяет требование административного истца об установлении кадастровой стоимости, равной этому размеру.
В соответствии с абзацем 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд - в данном случае 11 сентября 2018г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Тутинова Михаила Гучновича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... "; категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: рынки, равной его рыночной стоимости в размере 886 500 руб. (восемьсот восемьдесят шесть тысяч пятьсот) руб. по состоянию на 02 июня 2017 г, на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... "; категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: рынки; равной его рыночной стоимости в размере 838500 руб. (восемьсот тридцать восемь тысяч пятьсот) руб. по состоянию на 02 июня 2017 г, на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... " кв.м, расположенного по адресу: "... "; категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: рынки, равной его рыночной стоимости в размере 850500 руб. (восемьсот пятьдесят тысяч пятьсот) руб. по состоянию на 02 июня 2017 г, на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Тутинова М.Г. о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 сентября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Лиджеева Л.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.