Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмидт Т.Е,
судей Бугаевой Е.М, Литвиновой М.В,
при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям исполняющего обязанности прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, обязании исполнить пункты распоряжения по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Ленинского районного суда города Саратова от 07 сентября 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е, изучив доводы апелляционной жалобы, письменное заключение прокурора Савиной С.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, поступившие возражения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора Ленинского района города Саратова (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконным бездействия, обязании исполнить пункты распоряжений, дела по которым были объединены в одно производство.
Уточнив исковые требования, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), выразившееся в неисполнении п.3 распоряжения администрации N13-р от 20 января 2016 года, п.3 распоряжения администрации N16-р от 20 января 2016 года, п.3 распоряжения администрации N698-р от
24 сентября 2015 года, п.2 распоряжения администрации N368-р от 02 сентября 2014 года, п.3 распоряжения администрации N863-р от
26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N312-р от 20 мая 2015 года, п.3 распоряжения администрации N852-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N854-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N851-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N856-р от
26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N857-р от 26 ноября
2015 года, п.3 распоряжения администрации N858-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N853-р от 26 ноября 2015 года, п.2 распоряжения администрации N313-р от 31 июля 2013 года, п.2 распоряжения администрации N28-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N32-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N31-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N30-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N27-р от 30 января 2014 года, как препятствие дальнейшему сносу многоквартирных домов N7 по ул. 2 - я Прокатная г. Саратова, N29в по проспекту Строителей г. Саратова, N2 по ул. 1 - ая Лагерная г. Саратова, N18 по ул. Вишневая г. Саратова, NN16, 14а по ул. Техническая г. Саратова, NN1, 3, 4, 6, 8, 10, 12 по
ул. 1 - ая Лагерная г. Саратова, NN12, 12а, 14а, 10, 8, 4 по ул. Одесская г. Саратова, обязать администрацию исполнить п.3 распоряжения администрации N13-р от
20 января 2016 года, п.3 распоряжения администрации N16-р от 20 января 2016 года, п.3 распоряжения администрации N698-р от 24 сентября 2015 года, п.2 распоряжения администрации N368-р от 02 сентября 2014 года, п.3 распоряжения администрации N863-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N312-р от 20 мая 2015 года, п.3 распоряжения администрации N852-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N854-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N851-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N856-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N857-р от 26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N858-р от
26 ноября 2015 года, п.3 распоряжения администрации N853-р от 26 ноября
2015 года, п.2 распоряжения администрации N313-р от 31 июля 2013 года, п.2 распоряжения администрации N28-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N32-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N31-р от 30 января 2014 года, п.3 распоряжения администрации N30-р от 30 января 2014 года, п.2 распоряжения администрации N27-р от 30 января 2014 года для принятия в дальнейшем мер к сносу многоквартирных домов N7 по ул. 2 - я Прокатная г. Саратова, N29в по проспекту Строителей г. Саратова, N2 по ул. 1 - ая Лагерная г. Саратова, N18 по ул. Вишневая г. Саратова, NN16, 14а по
ул. Техническая г. Саратова, NN1, 3, 4, 6, 8, 10, 12 по ул. 1-ая Лагерная г. Саратова, NN12, 12а, 14а, 10, 8, 4 по ул. Одесская г. Саратова для исполнения в свою очередь
п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N13-р от 20 января 2016, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N16-р от 20 января 2016 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N698-р от 24 сентября 2015 года, п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации N368-р от 02 сентября 2014 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N863-р от 20 ноябрь 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N312-р от 20 мая 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N858-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N857-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N856-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N851-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N854-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N852-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 2.1, 2.2 распоряжения администрации N853-р от 26 ноября 2015 года, п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации N313-р от 31 июля 2013 года, п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации N28-р от 30 января 2014 года, п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации N32-р от 30 января 2014 года, п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации N30-р от 30 января 2014 года, п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации N27-р от 30 января 2014 года.
В обоснование требований указал, что заключениями межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия) вышеуказанные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
Администрацией изданы указанные выше распоряжения, согласно п. 2 или 3 (в зависимости от распоряжения) которых администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в многоквартирных домах на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ или, по соглашению с нанимателями, жилых помещений муниципального жилищного фонда общей площадью не менее ранее занимаемых.
Вместе с тем требования п.п. 2 или 3 указанных распоряжений администрацией, администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", комитетом по управлению имуществом г. Саратова до настоящего времени не исполнены, жителям аварийных домов, проживающим на условиях социального найма, иные благоустроенные жилые помещения взамен аварийных до настоящего времени не предоставлены. Прокуратурой в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако, рассмотрев данное представление, администрация нарушения закона не устранила, сославшись на отсутствие свободных жилых помещений и денежных средств.
Прокурор полагал, что бездействие администрации и неисполнение ею мероприятий по отселению проживающих в аварийном многоквартирном жилом доме граждан и последующему его сносу создает реальную угрозу для жизни и здоровья как лиц, проживающих в доме, так и неопределенного круга лиц, постоянно и временно находящихся рядом с указанными жилыми домами.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 07 сентября
2018 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения районного суда, указывая, что оно является незаконным и необоснованным. Считает, что суд вышел за рамки заявленных требований, обязав администрацию исполнить п.п.3 распоряжений администрации N368-Р от 02 сентября 2014 года, N313-р от
31 июля 2013 года, N28-р от 30 января 2014 года, N32-р от 30 января 2014 года, N31-р от 30 января 2014 года, N30-р от 30 января 2014 года, N27-р от 30 января
2014 года. Отмечает, что обращаясь в суд, прокурор сослался на то, что административные иски подаются в защиту неопределенного круга лиц, тогда как в данном случае круг лиц, то есть граждан, проживающих в конкретных многоквартирных домах по указанным адресам на условиях социального найма, является определенным.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 86, частей 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном
частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Нормами части 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения
части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что согласно заключениям межведомственной комиссии вышеуказанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими сносу.
Из содержания административного искового заявления следует, что прокурор просил признать незаконным бездействие администрации и возложить на нее обязанность исполнить п.п.2 или 3 распоряжений администрации "О мероприятиях по отселению из многоквартирных домов", а именно: осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим многоквартирных домах на условиях социального найма, жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством.
При этом, обращаясь в суд, прокурор сослался на то, что административный иск подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых нарушаются, по мнению прокурора, бездействием административного ответчика.
Однако в данном случае круг лиц, то есть граждан, проживающих в конкретных многоквартирных доме по вышеуказанным адресам на условиях социального найма, чьи права на предоставление на основании распоряжений администрации жилых помещений нарушены, индивидуализирован и определен, а следовательно, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным.
Вместе с тем под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве административных истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно части 1 статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда и оставлении административных исковых заявлений прокурора без рассмотрения.
Другие доводы жалобы судебной коллегией во внимание приняты не могут при условии отмены решения суда первой инстанции и оставлении исковых заявлений без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
отменить решение Ленинского районного суда города Саратова от
07 сентября 2018 года.
Принять новое решение, которым административные исковые заявления исполняющего обязанности прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" - оставить без рассмотрения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.