Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Козлова А.М,
судей Ганченковой В.А, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Кудряева Айсы Кямильевича к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе Главы Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Гурьянова А.А. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 2 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кудряев А.К. обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. На основании Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако, несмотря на достижение возраста 18 лет, до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение не предоставлено.
Просил суд обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ромодановского муниципального района Республики Мордовия общей площадью не менее 33 кв. м.
Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 2 октября 2018 г. исковые требования Кудряева Айсы Кямильевича удовлетворены.
На администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Кудряеву Айсе Кямильевичу "дата" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Ромодановского муниципального района Республики Мордовия общей площадью не менее 33 кв. м.
В апелляционной жалобе Глава Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Гурьянов А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. Ссылается на то, что: судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы процессуального и материального права; дополнительные гарантии прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, администрации муниципальных районов наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в то же время их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Мордовия; Ромодановскому муниципальному району на 2018 год запланирована субвенция на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в размере 1101700 рублей, в настоящее время эти средства в бюджет района не перечислены, в связи с чем, по результатам проведения открытого электронного аукциона будет приобретено одно жилое помещение для предоставления лицу, имеющему ранее вступившее в законную силу и неисполненное решение суда; предоставление истцу жилого помещения возможно лишь после поступления субвенции на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету Ромодановского муниципального района.
В судебное заседание истец Кудряев А.К, представитель ответчика администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены своевременно и надлежаще (л.д. 116, 118, 119), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили, представлены заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и Министерства образования Республики Мордовия (л.д. 122, 124).
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснение представителя истца Кудряева А.К. адвоката Фадеевой Н.Н, просившей решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кудряев Айса Кямильевич "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать умерла "дата", сведений об отце не имеется, распоряжением Главы администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 21 февраля 2006 г. N47 над несовершеннолетним Кудряевым А.К. установлена опека, Я.Ф.С. назначена опекуном (л.д. 7, 74, 75).
Кудряев А.К. "дата" зарегистрирован по адресу: "адрес", что подтверждается штампом в паспорте на его имя (л.д. 10-11).
В 2015 году Кудряев А.К. окончил 9 классов в МБОУ " "данные изъяты"" (л.д. 84).
Распоряжением Главы администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 3 июля 2018 г. N152 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Ромодановскому муниципальному району по состоянию на 1 июля 2018 г. В названный список на основании постановления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 20 октября 2006 г. ввиду отсутствия жилья включен Кудряев А.К. (л.д. 78-82).
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия истец какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 31).
Лицами, участвующими в деле, указанные обстоятельства не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, наделенная государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями обязана предоставить Кудряеву А.К, который включен в указанный список и достиг возраста 18 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населенном пункте.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение Кудряева А.К. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из республиканского бюджета Республики Мордовия. При этом в мотивировочной части решения суд привел подробное обоснование своим выводам и дал исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Главы Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Гурьянова А.А. о том, что Ромодановскому муниципальному району на 2018 год запланирована субвенция на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в размере 1101700 рублей, в настоящее время эти средства в бюджет района не перечислены, по результатам аукциона будет приобретено одно жилое помещение для предоставления лицу, имеющему ранее вступившее в законную силу и неисполненное решение суда, отклоняются.
Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан, включенных в список, не ставится законом в зависимость от наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, и соблюдения между гражданами очерёдности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что предоставление истцу жилого помещения возможно лишь после поступления субвенции на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджету Ромодановского муниципального района, повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и оценку в решении суда.
Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 2 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Гурьянова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Козлов
Судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.