Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Елиной Т.А, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2018 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Бикбаевой М.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, установлении факта постоянного проживания на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности назначить пенсию по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщановой И.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Бикбаева М.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, установлении факта постоянного проживания на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности назначить пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N 148729/18 от 23 мая 2018 г. ей отказано в назначении пенсии, поскольку по представленным документам не усматривается постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
С решением пенсионного органа не согласна.
С учетом уточнения исковых требований, просила установить факт ее постоянного проживания в период с 26 апреля 1986 г. по 16 марта 1987 г. по адресу: "адрес", признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) об отказе в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и обязать ответчика назначить ей пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с момента возникновения права, то есть с 15 мая 2018 г.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. исковые требования Бикбаевой М.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщанова И.А. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что установить факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период по имеющимся доказательствам не представляется возможным. Отмечает, что суд неправомерно взыскал с ответчика возврат государственной пошлины, не указав, из какого источника следует осуществить эти расходы.
В судебное заседание истец Бикбаева М.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, и отложить разбирательство дела суд не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Батяева Е.Г. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Ашимов М.Р. с апелляционной жалобой не согласился и просил в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации предусматривают, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует их материалов дела, 10 мая 2018 г. Бикбаева М.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N148729/18 от 23 мая 2018 г. Бикбаевой М.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в соответствии с подпунктом 8 части первой статей 13 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку по представленным документам установить факт проживания Бикбаевой М.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. и с 01 июля 1986 г. по 31 января 1998 г. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не предоставляется возможным, в связи с чем, право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установилфакт проживания Абдулловой Л.Х. на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 01 января 2015 г.).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г..N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г..N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г..N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р, распоряжению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 05 апреля 1993 г. N557-р, село Белозерье Ромодановского района Мордовской ССР включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из материалов дела, Ахметова (Бикбаева) М.А. родилась в "адрес" "дата".
10 августа 1985 г. между Бикбаевым А.К. и Ахметовой М.А. заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака I - ЖК N 340960, при этом жене присвоена фамилия Бикбаева
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 16 марта 1987 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из домовой книги для прописки граждан за период с 01 октября 1982 г. по 17 декабря 1983 г, согласно которым Ахметова (Бикбаева) М.А. прописана в "адрес" 13 июня 1983 г, дата выписки отсутствует.
В домовой книге "адрес" за период с 14 октября 1985 г. по 16 апреля 1987 г. значится Бикбаева М.А. 15 мая 1966 года рождения, дата прописки 16 марта 1987 г, дата выписки - 03 апреля 2000 г.
В похозяйственной книге N 4 села Белозерье за 1986-1990 годы в списке членов семьи Бикбаева К.Ш. значится сноха - Бикбаева М.А..
Согласно справке администрации "данные изъяты" сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 23 апреля 2018 г. N368 Бикбаева М.А. "дата" года рождения, действительно проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом - в "адрес" с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г, с 01 июля 1986 г. по 31 января 1998 г.
30 октября 1985 г. у Бикбаевой М.А. родился сын Бикбаев А.А, 15 ноября 1986 г. - дочь Бикбаева К.А, что подтверждается свидетельствами о рождении, в которых место рождения указано - село "адрес".
При этом судом верно установлено, что дети Бикбаевой М.А. - Бикбаев А.А. и Бикбаева К.А. с даты рождения наблюдались по месту своего жительства - "адрес", в подтверждение чего представлены копии медицинских карт.
Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в "адрес" подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей Г.Р.А. и Х.Х.Ш.
У судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленным доказательствам.
Факт проживания истца в спорный период подтверждается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств как устных, так и письменных, отказ же ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден, является несостоятельным.
Установив перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что Бикбаева М.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 16 марта 1987 г. проживала в "адрес", находящемся в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении факта проживания истца на указанной территории и понуждении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) назначить Бикбаевой М.А. пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 15 мая 2018 г.
Судебная коллегия отмечает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют основания отказа пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости в соответствии с п.п. 7 п.1 статьи 10 Федерального закона N166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную оценку в решении суда и по изложенным в решении мотивам обоснованно отклонены.
Однако, при распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом допущено нарушение норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что Бикбаева М.А. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом для назначения государственной пенсии по нормам подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При подаче искового заявления ею уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии со статьей 88 ГПК РФ расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.
Между тем пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что по смыслу статей 98, 100 ГПК РФ, статей 111-112 КАС РФ, статьи 110 АПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров.
Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28-30, 32-34, 36, 38 ГПК РФ, главой 27 АПК РФ, направлено на установлении юридических фактов, определение правого статуса привлеченных к участию в деле лиц или правого режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением укзанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ, главы 9 АПК РФ.
Поскольку вопрос о назначении истице пенсии основан исключительно на установлении юридического факта её проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, расходы, понесенные Бикбаевой М.А. в связи уплатой государственной госпошлины при рассмотрении данного дела, должны быть отнесены на неё и не подлежали распределению по правилам главы 7 ГПК РФ, а поэтому неправомерно отнесены на ответчика.
Учитывая, что допущенные судом нарушения норм процессуального права привели к неправильному разрешению дела в части распределения судебных расходов, постановленное судом первой инстанции решение в части взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины подлежат отмене.
В остальной части решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доказательств, опровергающих выводы суда, Пенсионный фонд не представил.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 15 октября 2018 г. в части взыскания с ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу Бикбаевой М.А. расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщановой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Демидчик
судьи Т.А.Елина
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.