Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Лукиной Л.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения в части отказа во включении периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Лукина Л.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.
В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа "N" от 18 июля 2018 г. ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости, поскольку продолжительность требуемого специального стажа составляет 20 лет 3 месяца 13 дней при необходимом стаже 25 лет. В специальный стаж не включен период ее работы с 26 мая 1997 г. по 19 февраля 2002 г. в качестве воспитателя стационарного отделения по 10 разряду Государственного учреждения социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних".
С решением ответчика не согласилась, поскольку в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, основной задачей которого являлась социальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Просила суд признать незаконным решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия за "N" от 18 июля 2018 г. в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода работы с 26 мая 1997 г. по 19 февраля 2002 г. в должности воспитателя в Государственном учреждении социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних", обязать ответчика включить указанный период в ее специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 5 июля 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 октября 2018 г. исковые требования Лукиной Л.Б. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. считал решение суда незаконным ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела; указал, что суд не учел, что тип и вид учреждения, в котором работала истец в оспариваемый период, не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 г. N463, от 22 сентября 1999 г. N1067, от 29 октября 2002 N781. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в особых условиях труда отсутствует код льготы 28-ПД. Просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чигиревой К.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Лукиной Л.Б. об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 5 июля 2018 г. Лукина Л.Б. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 18 июля 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется не менее 25 лет специального стажа работы в связи с педагогической деятельностью, имеется 20 лет 3 месяца 13 дней.
В специальный стаж не засчитан период работы с 26 мая 1997 г. по 19 февраля 2002 г. в качестве воспитателя стационарного отделения по 10 разряду Государственного учреждения социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних", поскольку тип и вид учреждения не соответствует Спискам должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в особых условиях труда, отсутствует код льготы 28-ПД.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истцу оспариваемого периода ее работы, является незаконным.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют основания решения пенсионного органа об отказе истцу в назначении пенсии и позицию ответчика в суде первой инстанции.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон о страховых пенсиях), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Аналогичные требования содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также вступившим в силу с 1 января 2015 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с которым при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 Список.
Указанным Списком от 29 октября 2002 г. предусмотрены в наименовании должностей "воспитатель" (пункт 1), в наименовании учреждений - учреждения социального обслуживания: "реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", "социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пункт 1.13).
До вступления в силу вышеуказанного Списка и Правил, действовали Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.
Перечень учреждений социального обслуживания, закрепленный в пункте 13 раздела "Наименование учреждений" данного Списка включает в себя следующие учреждения: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организаций).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г, а также в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений" от 24 июня 1999 г, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и социальные приюты для детей были отнесены к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, то есть были отнесены к учреждениям для детей.
Пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусматривает, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и в правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений Закон "Об образовании" также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
По смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии является непосредственное осуществление педагогической деятельности, работа с детьми в государственных и муниципальных учреждениях.
Организационное устройство образовательного учреждения не в соответствии с наименованием, предусмотренным Списками, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишить его права на назначение досрочной пенсии.
Как следует из Устава государственного учреждения социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних", утвержденного Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия от 3 октября 1996 г, одной из целей деятельности Учреждения является организация обучения и воспитания детей и осуществление социального обслуживания несовершеннолетних по направлению органов учреждений образования.
Из трудовой книжки Лукиной Л.Б. следует, что она 26 мая 1997 г. принята воспитателем стационарного отделения по 10 разряду Государственного учреждения социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних", 1 июня 1997 г. в связи с изменением штатного расписания утверждена воспитателем отделения дневного пребывания по 10 разряду, 1 сентября 2000 г. ей установлен 11 разряд оплаты труда воспитателя отдела реализации программ социальной реабилитации, 1 мая 2004 г. присвоена 2-ая квалификационная категория.
Из исторической справки Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда" "N" от 17 сентября 2018 г. следует, что "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних при отделе социальной защиты населения Октябрьского района" создан 1 октября 1995 г, 5 августа 1996 г. Государственное учреждение социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних" создан на базе имущественного комплекса, расположенного по адресу: "адрес". На основании Распоряжения Администрации города Саранска Республики Мордовия N1608-рз от 9 августа 1999 г. Государственное учреждение социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних" переименовано в Государственное учреждение социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга". Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия N 11 от 17 января 2002 г. Государственное учреждение социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга". На основании приказа N197 от 29 июня 2011 г. Государственное учреждение социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" переименовано в Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга". На основании Распоряжения Правительства Республики Мордовия N987-Р от 21 декабря 2015 г. с 1 апреля 2017 г. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" реорганизовано путем присоединения к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Республики Мордовия "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда".
Из справки, уточняющей характер работы или условия труда, от 16 июля 2018 г, выданной Государственным казенным учреждением социального обслуживания Республики Мордовия "Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда" следует, что с 26 мая 1997 г. по момент предоставления справки Лукина Л.Б. состоит в должности воспитателя в отделении социальной диагностики и реализации реабилитационных программ. Норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы за период работы, выполнена истцом полностью. Периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 4.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ "О страховых пенсиях".
Из должностной инструкции воспитателя младшей группы отделения реализации программ социальной реабилитации, утвержденной 4 сентября 2000 г. директором ГУ "РЦ-Радуга", следует, что воспитатель обязан планировать и организовывать воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет); проводить повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников; на основе изучения индивидуальных особенностей воспитанников, рекомендаций психолога и соц. педагога, планировать и проводить с ним коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально); совместно с медицинскими работниками обеспечивать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, отвечать за их жизнь и здоровье: организовывать выполнение режима дня; организовывать досуг детей, вовлекая их в художественное и техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам; организовывать с учетом возраста воспитанников самообслуживание с соблюдением требований охраны труда; проводить работу по профилактике отклонений поведения, вредных привычек; изучать и развивать индивидуальные способности воспитанников; взаимодействовать с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими; направлять работу социального работника в рамках единого воспитательного процесса.
Аналогичные должностные обязанности содержала должностная инструкция воспитателя ГУСО "СРЦН "Радуга", утвержденная директором ГУ "РЦ-Радуга" 11 января 2008 г.
Следовательно, истец Лукина Л.Б, работая воспитателем в Государственном учреждении социальной защиты населения "Реабилитационный центр для несовершеннолетних", непосредственно осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей и с детьми, выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы.
Ответчиком указанные обстоятельства не были опровергнуты ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы не может быть включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, судом первой инстанции исследовался и обоснованно признан несостоятельным по вышеизложенным основаниям.
Довод ответчика о том, что в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведения о педагогической деятельности истца в спорный период отсутствуют, рассматривался судом первой инстанции и ему дана правовая оценка.
Судебная коллегия также отмечает, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд, кода особых условий труда в спорный период работы истца не должно повлечь для истца неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе. Кроме того, работодатель справкой от 16 июня 2018 г. подтвердил льготный характер работы истца в спорный период.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.