ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2018 г. по делу N 3а-41/2018
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О,
при секретаре Цыбульской М.Х,
с участием в деле:
административного истца - Мотоловой О.Б, представителя административного истца - Фошиной Ю.А,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"),
административного ответчика - Правительства Республики Мордовия,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия), его представителя Сухарникова И.Д,
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск, его представителя Ионова С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению Мотоловой Ольги Борисовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
установил:
Мотолова О.Б. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества - здания овощехранилища с кадастровым номером "N", назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 1 396,1 кв. м, инв. "N", лит. А, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости 6 753 000 рублей.
В обоснование иска указала, что является собственником указанного объекта недвижимости, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации 13 февраля 2018 г. N "N".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 11 октября 2016 г. и составляет 17 113 812 руб. 63 коп.
Мотолова О.Б. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера налога на имущество.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N "N" от 30 марта 2018 г, составленному оценщиком индивидуальным предпринимателем Шабаевым А.А, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 11 октября 2016 г. 6 753 000 рублей.
По данным основаниям Мотолова О.Б. просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 октября 2016 г.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 9 августа 2018 г. в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, по ходатайству административного истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости нежилого здания, производство которой поручено ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России, производство по делу приостановлено до окончания экспертизы и получения заключения эксперта (т. 1, л.д.156-159).
27 ноября 2018 г. в суд поступило заключение эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 23 ноября 2018 г. N "N", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1 396,1 кв.м, расположенного по адресу: Республика "адрес", по состоянию на 11 октября 2016 г. составляет 6 699 099 рублей без учёта НДС (т. 1, л.д. 198-206).
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 28 ноября 2018 г. производство по делу возобновлено (т. 1, л.д. 214).
4 декабря 2018 г. представитель административного истца Фошина Ю.А. представила заявление о согласии с заключением эксперта, а также уточнила требования административного иска, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной рыночной в размере 6 699 099 рублей.
Административный истец Мотолова О.Б, представители административных ответчиков ФГБУ "ФКП Ростреестра", Правительства Республики Мордовия, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, не просили отложить рассмотрение административного дела.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд определилрассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного истца Фошина Ю.А. просила удовлетворить уточнённое административное исковое заявление по указанным в нём основаниям.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского Ионов С.А. пояснил, что не имеет возражений в отношении заключения экспертизы, но просил отказать в удовлетворении иска, т.к. последствием его удовлетворения является уменьшение налоговых поступлений в бюджет городского округа.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
13 февраля 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N "N" о принадлежности на праве собственности Мотоловой О.Б. нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1 396,1 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л.д. 11-13).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1 396,1 кв.м, определена по состоянию на 11 октября 2016 г, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 октября 2016 г. (т. 1, л.д. 10).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такой закон в Республике Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия - это Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", которым установлена указанная дата - 1 января 2015 г.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 октября 2014 г. N 368 "Об установлении налога на имущество физических лиц" на территории городского округа Саранск введен налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Республики Мордовия, сформированный по состоянию на 1 июля 2012 года, а также максимальные, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по группам в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городскому округу Саранск) Республики Мордовия, определенные по состоянию на 1 июля 2012 г.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1 396,1 кв.м, затрагивают права и обязанности административного истца Мотоловой О.Б. как собственника нежилого здания, обязанного уплачивать налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости.
Следовательно, Мотолова О.Б. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1 396,1 кв.м в суде.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Мотоловой О.Б. как собственника нежилого здания.
Суд отклоняет отчёт об оценке рыночной стоимости нежилого здания - овощехранилища N "N" от 30 марта 2018 г, составленный оценщиком индивидуальным предпринимателем Шабаевым А.А, т.к. из отчёта не представляется возможным проверить достоверность сведений о дате предложений по отчуждению объектов-аналогов.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, проведенной экспертом ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 23 ноября 2018 г. N "N", рыночная стоимость нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1 396,1 кв.м по состоянию на 11 октября 2016 г. составляет 6 699 099 рублей без учёта НДС (т. 1, л.д. 198-206).
Рыночная стоимость нежилого здания установлена экспертом на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 197).
Заключение эксперта полное, ясное, сомнений в обоснованности у лиц, участвующих в деле, не вызвало и у суда не вызывает.
Административный истец, административный ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра" выразили своё согласие с заключением судебной строительно-технической экспертизы.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Республике Мордовия, административный ответчик Правительство Республики Мордовия не выразили своего отношения к заключению судебной строительно-технической экспертизы, несмотря на предоставленную для этого возможность.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованные лица не заявили ходатайства о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с заключением судебной экспертизы, и оно может быть принято в целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N" равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 октября 2016 г. (т. 1, л.д. 10).
16 июля 2018 г. Мотолова О.Б. подала в суд заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания - с кадастровым номером "N" по состоянию на 11 октября 2016 г. (т. 1, л.д. 2-6).
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2018 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суд - 16 июля 2018 г, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и частью 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утверждённого приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Решением органа кадастрового учёта ФГБУ "ФКП Росреестра" от 11 октября 2016 г. произведён государственный кадастровый учёт нежилого здания - овощехранилища с кадастровым номером "N", а также определена его кадастровая стоимость по состоянию на 11 октября 2016 г. в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (том 1, л.д. 132).
11 октября 2016 г. кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" путём умножения площади вышеуказанного этажного нежилого здания на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия" (т. 1, л.д. 132).
Так как кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "N" определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Республике Мордовия, в порядке, предусмотренном в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд считает, что надлежащим ответчиком является ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учётом изложенного административный иск Мотоловой О.Б. к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Довод о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, в силу вышеперечисленных обстоятельств отклоняется.
Так как Правительство Республике Мордовия не имеет отношения к утверждению кадастровой стоимости по состоянию на 11 октября 2016 г. административный иск Мотоловой Ольги Борисовны к Правительству Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Мотоловой Ольги Борисовны к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания - здания овощехранилища с кадастровым номером "N" общей площадью 1396,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере 6 699 099 (шесть миллионов шестьсот девяносто девять тысяч девяносто девять) рублей по состоянию на 11 октября 2016 г.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания - здания овощехранилища с кадастровым номером "N", установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи заявления Мотоловой О.Б. о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером "N", сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 16 июля 2018 г.
Отказать в удовлетворении административного иска Мотоловой Ольги Борисовны к Правительству Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение составлено в г. Саранске 18 декабря 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.