Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Стальмахович О.Н,
судей Мелентьевой Ж.Г. и Володкевич Т.В,
при секретаре Пушкарь О.И,
15 ноября 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 мая 2018года, которым постановлено:
Исковые требования Шапринского М.Ю. удовлетворить.
Признать за Шапринским М.Ю. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", по договору социального найма.
Обязать Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заключить с Шапринским М.Ю. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении исковых требований к Шапринскому М.Ю. об истребовании находящегося у него незаконно имущества истца жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", выселении Шапринского М.Ю. из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", возложении обязанности на Шапринского М.Ю. освободить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" от принадлежащих им вещей, взыскании с Шапринского М.Ю. извлеченные им доходы за период пользования данным имуществом с 29 декабря 2017 года по 1 марта 2018 года в размере 15644рублей 95 копеек Комитету по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Мосиенко С.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Шапринского М.Ю. и его представителя Астряниной М.А, считавших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Симак Е.С. об отмене решения и о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Шапринского М.Ю. и отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шапринский М.Ю. обратился в суд с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на условиях социального найма, к Комитету по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о понуждении заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковых частях, дислоцирующихся на территории г. Петропавловска-Камчатского; на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 14 августа 1998 года ему выделено спорное жилое помещение в качестве постоянного места жительства. 27 июля 2017 года он обратился в Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении договора социального найма на данное жилое помещение, в ответ на которое получил отказ по причине того, что он не признан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Считает, что отказ в заключении договора социального найма нарушает его права, свободы и законные интересы, поскольку, являясь бывшим военнослужащим имеет право на заключение такого договора, иного жилья на праве собственности на территории Камчатского края не имеет, кроме того, с 1998 года его право пользования спорной квартирой не оспаривалось, никаких действий в его отношении и занимаемого им жилого помещения никем не предпринималось.
Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предъявил встречный иск к Шапринскому М.Ю. об истребовании спорной квартиры, выселении, понуждении освободить жилое помещение от принадлежащих ему вещей, взыскании извлеченных им доходов за период пользования имуществом с 29декабря 2017 года по 1 марта 2018 года в размере 15644 рублей 95 копеек, ссылаясь на то, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" является муниципальной собственность Петропавловск-Камчатского городского округа. Решение собственника указанного жилого помещения и ордер на вселение в него Шапринского М.Ю. отсутствуют, зарегистрированных лиц в спорном жилом помещении не значится. Кроме того, указывает, что Шапринский М.Ю. не оплачивал коммунальные услуги, в связи с чем бремя по оплате было возложено на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа; платежным документом от 5 марта 2018 года произведена оплата за оказанные ООО УК "Мир" коммунальные услуги в размере 15644рублей 95 копеек и, поскольку Шапринский М.Ю, проживая в спорной квартире, пользовался коммунальными услугами на незаконных основаниях, данная сумма является неосновательным обогащением.
Шапринский М.Ю. и его представитель Астрянина М.А. в судебном заседании требования поддержали, встречные требования не признали.
Представитель Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, переименованного в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Гафуров Р.Р. предъявленные Шапринским М.Ю. исковые требования не признал; настаивал на удовлетворении встречных исковых требований.
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила.
Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГКУ "Востокрегионжилье"), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направило.
Рассмотрев дело по существу, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье", не соглашаясь с решением суда по причине неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм процессуального и материального права, просит судебную коллегию его отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Шапринским М.Ю. исковых требований. Указывает, что ФГКУ "Востокрегионжилье" не извещалось о дате и месте судебного разбирательства, в связи с чем было лишено права на участие в нем, о данном деле учреждению стало известно 28июня 2018 года при поступлении копии решения в его адрес.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор считает решение суда законным, отмене не подлежащим, апелляционную жалобу - необоснованной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 5 ст. 330 ГПК РФ предусмотрено, что при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции не была выполнена надлежащим образом обязанность по извещению третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ, в результате чего суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица, не извещенного о времени судебного заседания, что является существенным процессуальным нарушением, которое согласно ч. 4 ст.330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ послужило основанием для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39ГПК РФ.
В суде апелляционной инстанции Шапринский М.Ю. и его представитель Астрянина М.А. исковые требования поддержали. Шапринский М.Ю. настаивал на наличии у него права быть обеспеченным жилым помещением, поскольку он соответствует требованиям, предусмотренным ФЗ "О статусе военнослужащих", а именно, у него имеется необходимая выслуга лет военной службы, уволен он по льготному основанию, нуждается в жилом помещении.
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Мосиенко С.А. в суде апелляционной инстанции не возражал против удовлетворения заявленных Шапринским М.Ю. исковых требований. Указал, что судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, которые не определили не установилсуд первой инстанции, а именно, на момент увольнения с военной службы Шапринский М.Ю. нуждался в обеспечении жильем, у него имелась необходимая выслуга лет, он был уволен по льготному основанию, не имел в собственности жилых помещений, в связи с чем за ним подлежит признанию право социального найма на спорную жилую площадь.
Принимая по делу в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Вопросы реализации военнослужащими права на жилище регулируются положениями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации (абз. 12 п. 1 ст. 15).
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в действующей редакции, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам жилых помещений жилищного фонда, в том числе, по договору социального найма.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
На основании ст.ст. 49, 60 Жилищного кодекса РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется определенным категория граждан по договору социального найма, заключаемого без установления срока его действия.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", входило в состав жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 14августа 1998 года N 2 спорное жилое помещение предоставлено "данные изъяты" Шапринскому М.Ю, в период прохождения военной службы в составе войсковой части N, в качестве постоянного места жительства без исключения из списков очередников на улучшение жилищных условий.
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 917-р от 21 апреля 2006 года ГУ "Петропавловск-Камчатская квартирно-эксплуатационная часть" жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", передано в муниципальную собственность Петропавловск-Камчатского городского округа по акту приема-передачи от 29 декабря 2006 года.
Сведения о том, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", относилась либо в настоящее время относится к категории специализированных жилых помещений, в материалах дела отсутствуют.
Как усматривается из поквартирной карточки на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в данном жилом помещении зарегистрированных лиц не значится.
Приказом от 15января 2008 года N 01-ПМ Шапринский М.Ю. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья; согласно приказа выслуга лет истца в Вооруженных силах составляет: календарная 16 лет 9 месяцев; в льготном исчислении - 31 год 4 месяца; приказом командира войсковой части N от 6марта 2008 года исключен из списков личного состава войсковой части с 5июня 2008 года. Согласно справке ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" общая (календарная) выслуга лет на день увольнения Шапринского М.Ю. составляет 17 лет 2 месяца, с учетом льготной - 32 года 2 месяца 3 дня.
Из листа беседы, проведенной 11 января 2008 года с Шапринским М.Ю. перед увольнением с военной службы по состоянию здоровья, усматривается, что военнослужащий согласен на увольнение после получения жилья по избранному постоянному месту жительства в г. "данные изъяты".
Вместе с тем, при увольнении с военной службы Шапринский М.Ю. жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации обеспечен не был, что подтверждено в суде апелляционной инстанции представителем ФГКУ "Востокрегионжилье" и никем не оспорено.
29 августа 2017 года Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в ответ на заявление Шапринского М.Ю. от 26 июля 2017 года о предоставлении необходимого пакета документов для дальнейшего заключения договора социального найма на спорное жилое помещение направил сообщение, в котором указал, что оснований для заключения договора социального найма с ним не имеется, поскольку он не признан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Шапринского М.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества; по данным ГУП "Камчатское краевое БТИ" право на приватизацию им в г. Петропавловске-Камчатском не использовано, по состоянию на 1 января 2000года за ним в г. Петропавловске-Камчатском недвижимость на праве собственности не зарегистрирована.
Из материалов дела также следует, что на основании ордера N 1590 от 8апреля 1976 года Шапринскому Ю.М. на состав семьи: жена ФИО, сын ФИО. и дочь ФИО предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором Шапринский М.Ю. проживал до момента выделения ему спорного жилого помещения; в дальнейшем, 25 ноября 2009 года ФИО, являвшейся супругой истца, брак с которой расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор социального найма на данное жилое помещение с МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Петропавловска-Камчатского" с включением в него в качестве члена семьи сына ФИО, 19 ноября 2012 года между ГУП "Камчатское краевое БТИ" и ФИО. с согласия совершеннолетнего члена семьи ФИО. заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно которому последней безвозмездно передано указанное жилое помещение.
Разрешая заявленные Шапринским М.Ю. исковые требования, учитывая установленные по делу обстоятельства, руководствуясь вышеперечисленными нормами законодательства, регулирующими правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Принимая такое решение, судебная коллегия исходит из того, что ШапринскийМ.Ю. заключил контракт о прохождении военной службы до 1января 1998 года, спорное жилое помещение выделено ему с правом, не ограниченным периодом военной службы, уполномоченным органом - войсковой частью N чье право на распределение жилого помещения военнослужащему никем не оспорено в судебном заседании, в том числе, представителем ФГКУ "Востокрегионжилье"; Шапринский М.Ю. не обеспечен государством жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", несмотря на то, что отвечает всем предусмотренным данной статьей условиям, а именно, уволен с военной службы по льготному основанию, срок прохождения военной службы по контракту составил более 10 лет, изъявленное перед увольнением желание быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. "данные изъяты" им не реализовано, а также нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку не имеется жилья в собственности либо на условиях социального найма.
При этом, предоставление ранее ШапринскомуЮ.М. на состав семьи в том числе, ФИО, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", при установленных по данному конкретному делу обстоятельствах не является основанием для принятия судебной коллегией противоположного решения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Шапринский М.Ю. имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", на условиях социального найма, оснований для истребования указанной квартиры из его незаконного владения, выселении и освобождении помещения от принадлежащих ему вещей не имеется.
Кроме того, в связи с отсутствием в материалах дела доказательств, подтверждающих несение Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по спорной квартире за период с 29 декабря 2017 года по 1 марта 2018 года в размере 15644 рублей 95копеек, судебная коллегия также не находит оснований для удовлетворения встречных исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 мая 2018года отменить.
Исковые требования Шапринского М.Ю. удовлетворить.
Признать за Шапринским М.Ю. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", по договору социального найма.
Обязать Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заключить с Шапринским М.Ю. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
В удовлетворении встречных исковых требований Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Шапринскому М.Ю. об истребовании из незаконного владения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", выселении, возложении обязанности освободить жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", от принадлежащих ему вещей, взыскании извлеченных доходов за период пользования данным имуществом с 29 декабря 2017 года по 1 марта 2018 года в размере 15644рублей 95 копеек отказать за необоснованностью.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.