Петропавловск-Камчатский Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н,
при секретаре Выстровой Л.Ю,
с участием представителя административного истца Казанцева И.В. - КаухН.В, представителя административного ответчика Правительства Камчатского края Лопковой Е.И, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю Мырза Д.А,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казанцева И.В. к Правительству Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Казанцев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Камчатского края (далее - Правительство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - "данные изъяты" тип объекта - объект капитального строительства.
Свои требования административный истец мотивировал следующим. Постановлением Правительства Камчатского края от 27 декабря 2012 года N595-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края, на основании отчета от 26сентября 2012 года N37Д/41-01 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края" по состоянию на 29 июня 2012года согласно приложению.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Камчатского края от 27декабря 2012 года N 595-П объекту недвижимости с кадастровым номером N определена кадастровая стоимость в размере 28096657 рублей 59копеек (пункт5952).
Посчитав, что результаты определения кадастровой стоимости необоснованно увеличивают расходы по уплате налога на имущество, КазанцевИ.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование размера рыночной (кадастровой) стоимости объекта недвижимости отчет об оценке недвижимого имущества от 14 августа 2018 года N 1808-0330И и экспертное заключение от 15августа 2018 года NЭ-0071/18-3.
На основании произведенных экспертом-оценщиком расчетов административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равную его рыночной стоимости, в размере 17700000рублей по состоянию на 29июня 2012года.
Одновременно с административным исковым заявлением в Камчатский краевой суд было направлено ходатайство Казанцева И.В. о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском и признании причин пропуска срока уважительными.
Данное ходатайство мотивировано тем, что 1 сентября 2018 года административный истец обратился с заявлением о получении сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в дополнительный офис Петропавловского филиала КГКУ "МФЦ Камчатского края" по предложению специалиста-оценщика ФИО 5 сентября 2018 года Казанцев И.В. получил выписку из ЕГРН N N, в которой указано, что в едином государственном реестре недвижимости запрашиваемые сведения отсутствуют. О кадастровой стоимости объекта недвижимости и о дате внесения соответствующих сведений в ЕГРН по причине отсутствия такой информации в ЕГРН и невозможности получить данную информацию общедоступным способом ему стало достоверно известно из выписки N N только 10сентября 2018 года.
При разрешении вопроса о восстановлении вышеуказанного срока административный истец также просит учесть, что приобрел здание СТО в 2017году, в связи с чем о размере налога на данный объект недвижимости он мог узнать только в 2018 году.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Правительство Камчатского края выразил несогласие с требованиями Казанцева И.В. Указал, что постановлением Правительства Камчатского края от 27 декабря 2012 года N 595-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края, по состоянию на 29 июня 2012 года. Согласно выписке из ЕГРН от 10сентября 2018 года N сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный реестр 4 февраля 2013 года. В связи с этим, ссылаясь на положения главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагал, что административным истцом пропущен пятилетний срок обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный ответчик Управление Росреестра по Камчатскому краю в своем письменном отзыве указал, что по итогам проведения экспертизы отчета об оценке от 14 августа 2018 года N 1808-0330И эксперт саморегулируемой организации оценщиков ФИО1 пришел к выводу о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Всвязи с этим административный ответчик не возражал относительно требований, заявленных Казанцевым И.В.
Административный истец Казанцев И.В. участия в судебном заседании не принимал, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие, с участием своего представителя.
Представитель административного истца Каух Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Поддержала ходатайство овосстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края Лопкова Е.И. возражала относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю Мырза Д.А. в судебном заседании также полагала требования Казанцева И.В. неподлежащими удовлетворению ввиду пропуска пятилетнего срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Указала, что административный истец не мог не знать кадастровую стоимость объекта недвижимости, поскольку согласно ЕГРЮЛ является генеральным директором ООО " "данные изъяты"", являющегося продавцом по договору купли-продажи спорного недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть2).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28), согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Казанцеву И.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ передан в собственность объект недвижимости - "данные изъяты", тип объекта - объект капитального строительства стоимостью 980000 рублей (л.д.18-21). Государственная регистрация права была произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
Постановлением Правительства Камчатского края от 27 декабря 2012года N595-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края, на основании отчета от 26сентября 2012 года N37Д/41-01 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края" по состоянию на 29 июня 2012года (л.д. 50).
Согласно приложению к постановлению Правительства Камчатского края от 27декабря 2012 года N595-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 29 июня 2012 года определена в размере 28096657 рублей 59 копеек (л.д. 51).
Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 4 февраля 2013 года (л.д.49). Таким образом, пятилетний срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истек 4февраля 2018 года.
Административное исковое заявление подано Казанцевым И.В. в Камчатский краевой суд 3октября 2018 года (л.д. 7-9), то есть с пропуском установленного законом срока.
Причины пропуска указанного срока, изложенные в ходатайстве, не могут быть признаны уважительными, поскольку объект недвижимости приобретен административным истцом 22 августа 2017года, то есть более чем за 5месяцев до истечения пятилетнего срока, установленного законодателем, для обжалования результатов государственной кадастровой оценки.
Материалы дела не содержат доказательств того, что административный истец с даты покупки спорного объекта недвижимости, являющегося объектом налогообложения, был лишен возможности своевременно обратиться с заявлением о получении сведений об его актуальной кадастровой стоимости, внесенной в единый государственный реестр недвижимости. Как видно из приложенных к исковому административному заявлению документов, необходимые истцу сведения были получены в течение 10 календарных дней с даты обращения с соответствующим заявлением от 1 сентября 2018 года.
Кроме того, заслуживает внимания и довод представителя административного ответчика о том, что индивидуальный предприниматель Казанцев И.В. приобрел спорный объект недвижимости у ООО " "данные изъяты"", единственным учредителем которого и генеральным директором с ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ, является административный истец. В связи с чем о кадастровой стоимости здания "данные изъяты", являющегося объектом налогообложения, Казанцев И.В. должен был знать до покупки здания у юридического лица.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих невозможность своевременного обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением по независящим от заявителя обстоятельствам, правовых оснований для восстановления срока обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не имеется.
Исходя из вышеизложенного, заявленные административным истцом требования подлежат оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Казанцеву И.В. к Правительству Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - "данные изъяты", тип объекта - объект капитального строительства, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 3 декабря 2018 года.
Председательствующий А.Н. Венин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.