Председатель Камчатского краевого суда Волгин В.А., рассмотрев жалобу Устименко В.А., поданную на вступившие в законную силу решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2018 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 6 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное" Устименко В.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 23 июня 2017 года N 4108041, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2018 года, должностное лицо - генеральный директор унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства ордена Трудового Красного Знамени "Заречное" (далее - УМП ОПХ "Заречное", Предприятие) Устименко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Камчатского краевого суда от 6 июня 2018 года постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 23 июня 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2018 оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, генеральный директор УМП ОПХ "Заречное" Устименко В.А, указывая на нарушения норм процессуального права, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, и полагая привлечение его к административной ответственности незаконным, просит отменить, состоявшиеся судебные решения, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу требований пункта 2 части 2 и части 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании положений части 2 статьи 78 Земельного кодека Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22 декабря 1995 года утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, обязательные для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
Согласно пунктам 6, 8 указанных Положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Пунктами 1.1 и 1.6 ГОСТ 17.4.3.02-85 (ССОП) "Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ" установлено, что снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий; снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель.
Из материалов дела следует, что 30 марта 2017 года в ходе проведенного должностными лицами Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю осмотра земель сельскохозяйственного назначения, входящих в границы Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью 177093 м?, находящемся в собственности Елизовского муниципального района, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, установлено, что на нем разрабатывается карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь). В карьере производится погрузка гравия в автотранспорт. С земельного участка сельскохозяйственного назначения, прилегающего к карьеру, с целью увеличения площади карьерной выемки, тяжелой техникой производится снятие почвенного покрова, перемещаемого и складируемого в бурты. Снятие почвенного покрова производится не селективно, плодородный, потенциально-плодородный слои почвы перемешиваются между собой и с неплодородными слоями почвы (охристым горизонтом и осадочными породами). Бурт со снятыми слоями почвы размещен вдоль карьера. Размер бурта составляет: длина 220 метров, ширина от 14 до 23,8 метров, высота до 8 метров. Мощность почвенного слоя (плодородного, потенциально-плодородного, охристого слоев почвы) на земельном участке в месте размещения карьера составляет от 1 до 1,4 метров. На границе карьера (южный склон) имеются следы проведения земляных работ, связанных с перемещением в карьер почвогрунта. В результате механических работ, проведенных на территории вышеназванного земельного участка, произошло перемешивание верхних и низших слоев почвенного профиля.
В соответствии с договором N ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района передало в аренду УМП ОПХ "Заречное" земельный участок с кадастровым номером N для ведения сельского хозяйства.
30 декабря 2016 года между ООО " "данные изъяты"" и УМП ОПХ "Заречное" заключен договор на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером N.
Проектирование работ по рекультивированию земель на участке с кадастровым номером N УМП ОПХ "Заречное" не проводилось.
Установив, что уничтожение плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы на находящемся в пользовании УМП ОПХ "Заречное" земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N возникло в результате снятия, перемешивания, перемещения почвенного покрова и перекрытия почвы искусственным покрытием при разработке карьера и явилось результатом бездействия генерального директора УМП ОПХ "Заречное", не обеспечившего выполнение возглавляемым им юридическим лицом требований земельного законодательства, должностным лицом Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу 8 июня 2017 года в отношении генерального директора УМП ОПХ "Заречное" Устименко В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании которого впоследствии он привлечен к административной ответственности.
Вина Устименко В.А в совершении вменяемого правонарушения установлена должностным лицом административного органа на основании собранных по делу доказательств, полученных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся последовательными, согласующимися между собой, вследствие чего обоснованно признанных достоверными относительно события правонарушения.
В ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора УМП ОПХ "Заречное" Устименко В.А, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, не обеспечившее выполнение соответствующих требований земельного и природоохранного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Факт совершения Устименко В.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается сведениями, изложенными: в протоколе об административном правонарушении (т.1 л.д. 1-9); акте осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, входящих в границы Раздольненского сельского поселения (т.1 л.д. 12-41); копии договора аренды земельного участка N (т.1 л.д. 52-56); копии акта приема-передачи земельных участков (т.1 л.д. 60); протоколе осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д. 73-90), постановлении по делу об административном правонарушении (т.2 л.д. 121-127) и другими доказательствами, представленными в материалах дела об административном правонарушении, содержание которых подробно приведено в обжалуемых заявителем постановлении должностного лица и судебных решениях.
Изложенные во вступивших в законную силу постановлении государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и решении судьи районного суда выводы о виновности Устименко В.А. в совершенном административном правонарушении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, основаны на объективной и всесторонней оценке доказательств, произведенной по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем судья краевого суда не установилоснований для несогласия с ними, обоснованно оставив без изменения оспариваемые процессуальные акты.
Неисполнение генеральным директором УМП ОПХ "Заречное" Устименко В.А. требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно.
Приведенные в настоящей жалобе доводы о необоснованности привлечения заявителя к административной ответственности, равно как и о недопустимости доказательств, представленных в деле об административном правонарушении, аналогичны тем доводам, на которые Устименко В.А. и его защитник ссылались при производстве по делу в районном и краевом судах, давших им надлежащую правовую оценку, основанную на соответствующих требованиях нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы охраны земель, установленных фактических обстоятельствах совершения должностным лицом административного правонарушения. Оснований для удовлетворения аналогичных утверждений рассматриваемой жалобы в ходе пересмотра состоявшихся судебных решений не установлено.
Вопреки утверждению генерального директора УМП ОПХ "Заречное" Устименко В.А. обжалуемые им судебные акты содержат в себе мотивы, по которым судьями приняты доказательства, представленные в деле. Несогласие автора жалобы с данной оценкой не исключает законности состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении решений и не влечет за собой их отмену.
Каких-либо сомнений в допустимости доказательств, собранных в ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и судами предыдущих инстанций не установлено, не выявлено таковых и при рассмотрении жалобы.
Наказание Устименко В.А. по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному им.
Порядок и сроки привлечения генерального директора УМП ОПХ "Заречное" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено, не приведено таковых и в рассматриваемой жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12 апреля 2018 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 6 июня 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное" Устименко В.А, оставить без изменения, а жалобу генерального директора унитарного муниципального предприятия опытно-показательного хозяйства "Заречное" Устименко В.А. - без удовлетворения.
Председатель Камчатского
краевого суда В.А. Волгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.