Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В,
судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства государственного имущества Республики Марий Эл на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2018 года, которым постановлено признать за Борисовой М. Н, проживающей в квартире "адрес", паспорт "N", выдан ТП УФМС России по Республике Марий Эл в Моркинском районе 17 октября 2012 года, право собственности на квартиру "адрес" кадастровый номер "N", в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисова М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Моркинская центральная районная больница", администрации муниципального образования "Моркинский муниципальный район", Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании права собственности на квартиру "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что 30 марта 1988 года она была принята на работу в Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Моркинская центральная районная больница" на должность заведующей фельдшерским пунктом. 01 августа 1992 года Борисова М.Н. была вселена в квартиру "адрес", предоставленную ей администрацией муниципального образования "Себеусадское сельское поселение". 18 февраля 1997 года истец была зарегистрирована в данном жилом помещении и проживает в нем в настоящее время, несет бремя содержания жилого помещения, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Ссылаясь на Закон
Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Борисова М.Н. указывает, что она имела право приватизировать указанное жилое помещение, однако в настоящее время реализовать данное право она не может, поскольку помещение передано Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Моркинская центральная районная больница".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство государственного имущества Республики Марий Эл просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что в государственной собственности Республики Марий Эл находится здание фельдшерского пункта, расположенного по адресу: "адрес", имеющее в своем составе жилое помещение площадью 40,9 кв.м. Согласно передаточному акту от 30 января 2012 года фельдшерский пункт передан на праве оперативного управления Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Моркинская центральная районная больница". Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости квартира "адрес" 11 июля 2018 года поставлена на кадастровый учет и имеет кадастровый номер. Образование самостоятельного объекта недвижимости - жилого помещения (квартиры) возможно только путем раздела здания фельдшерского пункта. Вместе с тем судом при принятии решения не было установлено, была ли квартира образована в результате раздела здания фельдшерского пункта, находится в собственности Республики Марий Эл, и закреплена на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждении Республики Марий Эл "Моркинская центральная районная больница". Также не представляется возможным установить местонахождение земельного участка истца, поскольку его границы не установлены.
Выслушав объяснения представителя ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Полушиной О.Ю, поддержавшей доводы жалобы, истца Борисовой М.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля
1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 4 июля
1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В силу статьи 64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма. Вне зависимости от наличия или отсутствия правопреемства между государственными органами факт перехода права оперативного управления от одного управления к другому не влияет на фактически сложившиеся правоотношения по социальному найму спорной квартиры.
Судом первой инстанции установлено, что Борисова М.Н. с 18 декабря 1997 года по настоящее время проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес". Технический паспорт на данную квартиру составлен 27 января 2012 года. Указанное жилое помещение поставлено на кадастровый учет 11 июля 2018 года. Также Борисова М.Н. является собственником земельного участка общей площадью 2956 кв.м по адресу: "адрес" на основании постановления главы Себеусадской сельской администрации Моркинского района Республики Марий Эл от
28 декабря 1992 года N 46 "О предоставлении земельных участков в пожизненное наследуемое владение для ведения личного подсобного хозяйства". Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет
15 января 1993 года без установления границ земельного участка.
28 декабря 2011 года администрация муниципального образования "Моркинский муниципальный район" передала Министерству государственного имущества Республики Марий Эл на безвозмездной основе в государственную собственность Республики Марий Эл муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Моркинская центральная районная больница" как имущественный комплекс, в том числе здание ФП по адресу: "адрес". Данное здание поставлено на кадастровый учет
18 июня 2012 года. В настоящее время указанное здание ФП передано на праве оперативного управления Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Моркинская центральная районная больница". Земельный участок, площадью 808 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: для размещения фельдшерско-акушерского пункта, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Моркинский муниципальный район".
Определяя статус спорного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец фактически занимает жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем имеет право на его приватизацию.
Право истца на спорное жилое помещение ответчиками не оспаривается.
Судебная коллегия, исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда исходя из кадастрового учета спорного объекта и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Кроме того, запись о государственной регистрации права собственности на все здание не является препятствием для регистрации права собственности истца на жилое помещение, входящее в состав данного здания.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судом апелляционной инстанции рассмотрено дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от
15 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.