Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Попова Г.В,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Исмаилова Д.У. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 сентября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Исмаилова Д. У. о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
решением МВД по Республике Марий Эл от "дата"
"N" гражданину Республики Узбекистан Исмаилову Д.У. было разрешено временное проживание в Российской Федерации.
Решением МВД по Республике Марий Эл от "дата"
"N" указанное разрешение аннулировано на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Считая данное решение незаконным, нарушающим его право на уважение семейной жизни, Исмаилов Д.У. обратился в суд, указав в обоснование заявленных требований, что в подтверждение своего проживания в Российской Федерации представил в уполномоченный орган справку ПАО "Сбербанк" о состоянии вклада, которая свидетельствует о наличии на его счете денежных средств в размере, позволяющем содержать в Российской Федерации себя, супругу и несовершеннолетнюю дочь на уровне не ниже прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Исмаилов Д.У. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного им требования, приводя доводы о том, что у него имеются достаточные средства к проживанию в Российской Федерации, при этом за помощью в своем содержании к государству он в течение года не обращался, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" содержит открытый перечень документов, которые могут подтвердить размер и источник дохода иностранного гражданина в Российской Федерации, сотрудник МВД, принимавший у него уведомление о подтверждении проживания в Российской Федерации, не указал, что справка банка не является документом, подтверждающим доход иностранного гражданина. Также в жалобе со ссылками на нормы Семейного кодекса Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка, правовые позиции Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации приводятся доводы о праве Исмаилова Д.У. на воспитание своего ребенка, об отсутствии крайней социальной необходимости в применении к нему такой меры ответственности за нарушение миграционного законодательства как аннулирование разрешения на временное проживание.
Заслушав объяснения Исмаилова Д.У. и его представителя
Бахтина М.А, поддержавших апелляционную жалобу, представителя МВД по Республике Марий Эл Александрова А.А, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Названным законом определяются основания для выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также аннулирования такого разрешения.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 названного закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
N 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Действие этой нормы не распространяется, в частности, на иностранного гражданина, размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание.
Правилами определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
9 февраля 2007 года N 91 (далее - Правила), установлен порядок определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего разрешение на временное проживание в Российской Федерации, и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина.
В соответствии с пунктом 4 Правил определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Расчет среднемесячного дохода иностранного гражданина (среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина) производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание (пункт 5 Правил).
Виды доходов, которые учитываются при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина, предусмотрены пунктом 6 указанных Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при подаче "дата" уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации за период с "дата" по "дата" Исмаилов Д.У. указал, что в названный период не работал. В качестве документа об источнике дохода представил справку ПАО "Сбербанк России" от "дата" о наличии вклада с остатком денежных средств в сумме "... " рублей, годовой процентной ставкой "... "%.
Решением МВД по Республике Марий Эл от "дата"
"N", оформленным в виде заключения, разрешение на временное проживание, выданное Исмаилову Д.У. "дата", аннулировано на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Признавая законность вынесенного решения об аннулировании разрешения на временное проживание, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, проанализировав положения Федерального закона
N 115-ФЗ, Правил, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что документов, подтверждающих наличие дохода, определенного по указанным выше Правилам, административным истцом представлено не было, находящийся на счете в банке денежный вклад ошибочно квалифицирован Исмаиловым Д.У. как полученный им доход.
Оснований не соглашаться с выводами, которые содержатся в обжалуемом судебном решении, по результатам апелляционного рассмотрения дела не установлено. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что согласно пункту 6 Правил при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина подлежат учету не сами денежные средства в виде вкладов в банке, а размер получаемых процентов по банковским вкладам, но таких сведений Исмаилов Д.У. не представил, денежные средства поступили на счет "дата" в размере "... " и "дата" в размере "... " рублей, при этом трудовую деятельность в Российской Федерации административный истец не осуществлял и дохода не имел, оснований для вывода о незаконности решения МВД по Республике
Марий Эл об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не имелось.
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие постоянного дохода не ниже прожиточного минимума, Исмаилов Д.У. в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суду апелляционной инстанции не представил.
Апелляционная жалоба не содержит ссылки на доказательства, опровергающие выводы суда по делу, доводы административного истца сводятся к несогласию с ними и свидетельствуют об ошибочном истолковании Исмаиловым Д.У. норм материального права в части понятия дохода иностранного гражданина в Российской Федерации, они не являются основаниями к отмене судебного решения.
В решении суда первой инстанции дана подробная оценка оспариваемого решения МВД по Республике Марий Эл с точки зрения возможного неоправданного вмешательства в личную и семейную жизнь административного истца и сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушения в рассматриваемом случае статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" (далее - Конвенция).
Положениями статьи 8 Конвенции, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1).
Вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, не допускается (пункт 2).
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Исходя из смысла подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, указанная норма об аннулировании разрешения на временное проживание является установленной законом мерой ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Следовательно, принятие решения об аннулировании разрешения на временное проживание, в данном случае, является адекватной мерой государственного реагирования, установленной Федеральным законом, с учетом того, что государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации.
Наличие супруги и несовершеннолетней дочери, имеющих гражданство Российской Федерации, не освобождает Исмаилова Д.У. как иностранного гражданина от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Аннулирование разрешения на временное проживание, с учетом действующего законодательства, не влечет выдворения иностранного гражданина с территории Российской Федерации, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Исмаилова Д.У. не принималось, и в соответствии с порядком, установленным статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ, он вправе в любое время въехать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, просить о продлении срока временного пребывания, не лишен возможности пребывания в Российской Федерации на иных правовых основаниях, вправе по истечении одного года со дня принятия обжалуемого решения в соответствии с пунктом 6 статьи 6 указанного Федерального закона повторно обратиться за получением разрешения на временное проживание.
Таким образом, обжалуемое решение МВД по Республике Марий Эл принято на основаниях и в порядке, установленных законом, не нарушает прав административного истца на уважение его личной и семейной жизни, в связи с чем оснований для признания его незаконным у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исмаилова Д. У. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В. Попов
Судьи
И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.