Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Медведевой Д.С.,
судей Берко А.В, Меньшова С.В,
при секретаре Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Пятигорска в лице полномочного представителя Старыгина О.А.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2018 года
по иску Магомедовой Н.Б. к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", администрации города Пятигорска о возложении обязанности по производству перерасчета арендной платы по договору аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С,
установила:
Магомедова Н.Б. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", администрации города Пятигорска о возложении обязанности по производству перерасчета арендной платы по договору аренды земельного участка, в обоснование указав, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости: незавершенное строительство административного здания с кадастровым номером N... :20 Литер А. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. Объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 1 725,0 кв.м, с кадастровым номером... :2 по адресу: г. Пятигорск, ул..., участок принадлежит истице на основании договора уступки прав и обязанностей от 06.12.2013 года, по договору аренды земельного участка N 11/07 П от 21.02.2007 года, зарегистрированного в установленном законом порядке. Указанный земельный участок является собственностью муниципального образования города-курорта Пятигорска. Кадастровый паспорт земельного участка содержит сведения об ограничениях в правах на указанный земельный участок в соответствии со ст.ст. 56 и 56.1 ЗК РФ, вместе с тем, ограничения на предоставление земельного участка в собственность без торгов в государственном кадастре недвижимости, согласно кадастровому паспорту земельного участка (перечня ограничений), не содержится.
Истица, полагая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N582 (в ред. Постановления правительства РФ N531 от 05.05.2017) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" имеет право на перерасчет стоимости арендной платы взимаемой по договору аренды.
08 ноября 2017 года Магомедова Н.Б, обратилась с заявлением в МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска", в котором просила изменить ставки аренды в силу необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, соблюдения основных конституционных принципов, прав и свобод.
В ответном письме от 24 ноября 2017 года N 121 в удовлетворении её заявления отказано.
Истица, не согласившись с данным отказом, 09 апреля 2018 года обратилась в суд с рассматриваемым исковым заявлением, в котором просит, с учетом заявления, поданного в порядке ст. 39 ГПК РФ и принятого судом, обязать администрацию г. Пятигорска Ставропольского края произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 11 /07 П от 21.02.2007 года, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером N... :2, и установить в качестве отраслевого коэффициента (ставки арендной платы) величину 1,5 %, соответствующую ставке земельного налога для указанного земельного участка. Указанную ставку арендной платы установить с даты вступления в силу Постановления Постановление Правительства РФ от 05 мая 2017 года N531.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2018 года исковые требования Магомедовой Наиды Бахмудовны к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", администрации города Пятигорска о возложении обязанности по производству перерасчета арендной платы по договору аренды земельного участка, удовлетворены.
Судом возложена обязанность на администрацию города Пятигорска Ставропольского края и муниципальное учреждение "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от N 11/07 П от 21.02.2007 года, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером N... 2, и установить ставку арендной платы в размере 1,5 % от кадастровой его стоимости с 12 августа 2017 года.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Пятигорска в лице полномочного представителя Старыгина О.А. просит отменить решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2018 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на неверное применение судом норм материального права, основывая свою позицию на Федеральном законе от 03.12.2008 N244-ФЗ, ЗК РФ, подчеркивая, что ограничения касаются исключительно первой зоны горно-санитарной охраны.
В судебное заседание, лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дне судебного заседания Ставропольским краевым судом, не явились.
Истец Магомедова Н.Б. направила в адрес Ставропольского краевого суда телеграмму с просьбой о рассмотрении заявленных исковых требований в ее отсутствие.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное на основании неправильно установленных юридически значимых обстоятельств по делу при неверном применении норм материального права.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела следует, что истцу Магомедовой Н.Б. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: незавершенное строительство административного здания с кадастровым номером N... :20 Литер А.
Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. Объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 1 725,0 кв.м, с кадастровым номером... :2 по адресу:.., вид разрешенного использования земельного участка: под объектом незавершенного строительства - административного здания, принадлежащий истице на основании договора уступки прав и обязанностей от 06.12.2013 года, по договору аренды земельного участка N 11/07 П от 21.02.2007 года, зарегистрированного в установленном законом порядке.
Материалами дела подтверждается, что указанный земельный участок является собственностью муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Истица, полагая, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N582 (в ред. Постановления правительства РФ N531 от 05.05.2017) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" имеет право на перерасчет стоимости арендной платы взимаемой по договору аренды, которая составляет 683574 рубля 20 копеек при коэффициенте (базовый размер) равным 7 %, указанный в Положении N2 к Договору аренды земельного участка N11/07П от 21.02.2007.
08 ноября 2017 года Магомедова Н.Б, обратилась с заявлением в МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска", в котором просила изменить размер ставки аренды в силу необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, соблюдения основных конституционных принципов, прав и свобод, ссылаясь на приведенное выше Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N582.
В ответном письме от 24 ноября 2017 года N 121 в удовлетворении её заявления отказано, что послужило основанием для обращения Магомедовой Н.Б. в суд к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", администрации города Пятигорска о возложении обязанности по производству перерасчета арендной платы по договору аренды земельного участка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Магомедовой Н.Б, исходил из того, что спорный земельный участок входит в перечень земельных участков, на которые распространяется 1,5 % от кадастровой стоимости участка при определении размера арендной платы, с чем судебная коллегия не может согласиться, исходя из следующего.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации издано постановление от 16 июля 2009 г. N 582, которым утверждены Основные принципы (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. N 531).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 июля 2009 г, N 30.
Федеральный законодатель установилв качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из Основных принципов, направленных на эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации установить дополнительные гарантии экономической обоснованности размера арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте, для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках и арендующих такие земельные участки (поручение от 29 января 2016 г. N Пр-147).
Принцип N 7 устанавливает дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков. Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определен пунктом 5 данной статьи.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Ранее в состав земель особо охраняемых природных территорий входили земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
С момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ (30 декабря 2013 года) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения Магомедовой Н.Б. с заявлением о изменении ставки арендной платы на земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, являющегося собственностью истца, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов были исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий, земельные участки в пределах которых в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте.
Следовательно, земельный участок, являющийся предметом спора, не относится к земельным участкам, которые в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъяты из оборота или ограничиваются в обороте.
Пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень конкретных случаев, когда размер арендной платы за земельный участок не может превышать размер земельного налога за такой земельный участок:
1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;
2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;
4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;
5) с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, предоставленных такому юридическому лицу в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
6) с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья такому юридическому лицу в соответствии с данным договором.
В остальных случаях право установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставлено органам местного самоуправления. При этом федеральное законодательство ограничивает права указанных органов в данном вопросе только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации, не устанавливая каких-либо иных ограничений и не содержит единой формулы и методики расчета арендной платы и ставок арендной платы для данной категории земель.
Земельный участок, занимаемый истцом, к перечисленному перечню ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации не относится.
С учетом изложенного, обжалуемое решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 05 июля 2018 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Магомедовой Н.Б. к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска", администрации города Пятигорска о возложении обязанности по производству перерасчета арендной платы по договору аренды земельного участка отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.