Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г,
судей Шишовой В.Ю, Селюковой З.Н,
при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Садыковой А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2018 года по исковому заявлению Садыковой А.А. к администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании в незамедлительном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Садыкова А.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании в незамедлительном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование заявленных требований указала, что она составом семьи из 4 человек на основании постановления администрации г..Ставрополя от 10 ноября 2015 года N 2496 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма (семья, имеющая детей, которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире) инвалидов), порядковый N 4516. На основании постановления администрации г..Ставрополя включены в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включены в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма под номером пятнадцать, по общему списку порядковый N 59906, по списку граждан, имеющих право на получение от 05.02.2016 N 252 ее семья из 4 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма N 133 (ввиду наличия у ребенка-инвалида тяжелой формы хронического заболевания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"). 20.03.2018 Садыкова А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации г..Ставрополя Д. А.Х с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. 16.04.2016 получила ответ, в котором по состоянию на 01.04.2018 ее семья стоит на общей очереди N 5327, имеющих право на получение жилых помещений жилого фонда Ставропольского края по договору социального найма N 370, по списку граждан имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма N 11.
Администрация г..Ставрополя руководствуется статьями 4 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 N72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договором социального найма" обеспечением жилыми помещениями граждан, вставших на жилищный учет после 01.01.2005 г, в том числе инвалидов, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма является министерство Ставропольского края по договорам социального найма является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. 06.06.2018 истец обратилась с заявлением министру жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края М.Р.А. с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. 25.06.2018 получен ответ (В сводном списке, сформированный министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края "в том числе как семья, имеющая детей инвалидов" Ваша очередь номер 1950. С учетом изложенного, предоставить благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Ставропольского края возможно в порядке общей очереди Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края руководствуется Определением Верховного Суда РФ от 20.05.2017 г..по делу N 19-КГ17-12 по кассационной жалобе министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Считала отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным, дискриминационным, полагая, что ей на состав семьи из 4 человек, с учетом положений ст. 17 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о праве ее ребенка-инвалида С.И.И. на дополнительную жилую площадь положено жилое помещение общей площадью не менее 75 кв.м.
Просила суд обязать администрацию г. Ставрополя и министерство жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края о незамедлительном, предоставлении Садыковой А.А. во внеочередном порядке жилое помещения в г. Ставрополе по договору социального найма на состав семьи из 4 человек, с учетом права ее ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2018 года исковые требования Садыковой А.А. к администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Садыкова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что дети С.И.И. и С.Р.И. оба инвалиды, являются получателями жилищной льготы. При этом, данная семя вправе претендовать на отдельное жилое помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющего у С.И.И. права на дополнительную жилую площадь. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2018 г..N 4-П город Санкт-Петербург "по делу о проверке конституционности пункта В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и A.M. Шакировой"). В ходе судебного заседания Администрация г..Ставрополя предоставила сводный список, в котором по внеочередному списку семья оказалась под N101, что противоречит перерегистрации от 01.04.2017г. под которым семья была в списке на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма под N14. В ответе от 16.04.2018 под N 08/18-3325 очередь была N11. В решении суд ссылается, на то что жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидом нуждающихся в улучшении жилищных условий,вставших на учет после 01.01.2005 г..в соответствии с требованной Закона N 72-кз и установленными Правилами порядком очередности, исходя из времени принятия граждан на учет и при наличии свободных жилых помещений.
Считает, что указанная норма носит дискриминационный характер в отношении С.И.И. и С.Р.И, а именно по признаку инвалидности, что с точки зрения ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", недопустимо. 28 февраля 2013 года в Закон Ставропольского края N 72-кз от 10 ноября 2009 года "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма", внесены изменения, в соответствии с которыми жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края предоставляются гражданам, указанным в ст. 2 указанного Закона, в том числе и инвалидам, имеющим право на получение жилого помещения в порядке очереди. Это дискриминационная поправка. Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. Более того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г..N 551-0-0, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статья 57 Жилищного кодекса Российской 6 Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г..N 376-О-П, от 3 ноября 2009 г..N 1367-0-0 и N 1368-0-0, от 1 декабря 2009 г..N 1548-0-0, от 23 марта 2010 г..N 330-0-0 и N 331- 0-0, от 19 октября 2010 г..N 1328-0-0). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди. По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Министр министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края - Р.А. М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав пояснения Садыковой А.А, поддержавшей доводы жалобы, представителя Администрации г. Ставрополя по доверенности Самойленко Г.Н, возражавшей в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не нашла.
Судом установлено, что состав семьи истца Садыковой А.А,- 4-человека: она, муж-С.И, *** года рождения, сын С.И.И, *** года рождения, сын С.Р.И, *** года рождения.
Согласно справки МСЭ-2012 N *** от 12.03.2013 года, С.Р.И. является ребенком-инвалидом.
Согласно справки МСЭ-2009N ***от 09.12.2010 года, С.И.И. является ребенком-инвалидом.
Согласно акту обследования жилищных условий семьи Садыковых от 23.10.2014 года по адресу г. С, пр. Ч, ***, жилой дом общей площадью *** кв.м, состоит из двух жилых комнат, комнаты светлые сухие, жилищно-бытовые условия удовлетворительные. В доме, кроме семьи из 4 человек, проживает мать Садыковой А.А. К.С.В, ***года рождения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на 01.04.2018 года (дата ежегодной перерегистрации) семья Садыковой А.А, составом семьи 4 человека состоит на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя в следующих списках:
- по общему списку - N 5327;
- по списку очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с Законом N-72-кз - N 370;
- по списку граждан, ставших на жилищный учет после 01.03.2005 и имеющих право на внеочередное жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края по договору социального найма в соответствии с Законом N-72-кз - (льготная очередь) N 101;
- по сводному списку, сформированному Министерством труда и социальной защиты населения СК очередной номер - N 1950.
20.03.2018 года Садыкова А.А. обратилась с заявлением на имя главы администрации г. Ставрополя Д. А.Х с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
16.04.2016 года Истцом получен ответ, в котором по состоянию на 01.04.2018 г. ее семья стоит на общей очереди N 5327, имеющих право на получение жилых помещений жилого фонда Ставропольского края по договору социального найма N 370, по списку граждан имеющих право на внеочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма N11.
Кроме того, 06.06.2018 г. истец обратилась с заявлением министру жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края М. Р.А. с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. 25.06.2018 г. Истцом получен ответ, согласно которому в сводном списке, сформированный министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края "в том числе как семья, имеющая детей инвалидов" ее очередь номер 1950. С учетом изложенного, предоставить благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Ставропольского края возможно в порядке общей очереди.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно статье 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г. инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
Частью первой статьи 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 Закона.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ и закон Ставропольского края N 72-кз не устанавливает.
В силу данных обстоятельств инвалиды, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, подлежат обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом положений ст. 49 ЖК РФ.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
Как установлено судом, на момент разрешения дела, льготная очередь семьи истца по списку имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма во внеочередном порядке - за N101
Учитывая вышеприведенные положения закона и обстоятельства дела вывод суда о том, что предоставление жилого помещения незамедлительно, то есть в обход очередности, исключив иных граждан, состоящих в той же очереди, не допустимо, нарушит права и законные интересы той же категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают правильность выводов суда об обстоятельствах, имеющих значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 сентября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Садыковой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.