Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Медведевой Д.С.
судей Сицинской О.В, Минаева Е.В.
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1722/2018 по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 июля 2018 г, вынесенное по иску ФИО1 к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности включить в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи О.В.Сицинской,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата из расчета общей площади жилого дома, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 г. на территории Ставропольского края, в соответствии с протоком заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 г. N 1, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального характера, исходя из занимаемой 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, "адрес", общей площадью 50,2 кв.м, из расчета 25,1 кв.м, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110; возложении обязанности на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить истца в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата из расчета 25,1 кв.м, обратить решение к немедленному исполнению (л.д. 79-80).
В основании иска указал, что является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от 27 апреля 2018 года. Данное жилое помещение является для истца единственным. В результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории "адрес", произошедших 25-28 мая 2017 г, жилой дом и земельный участок были подтоплен, утрачено имущество первой необходимости. Согласно техническому заключению ООО "ПГС", жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, в результате наводнения стало непригодно к проживанию, его состояние неудовлетворительно, не соответствует действующим требованиям экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных норм и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан. Было рекомендовано снести здание. 20 июня 2017 г..ФИО1 обратился в администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края с заявлением о включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате фезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого дома, в чем было отказано, в связи с отсутствием на момент чрезвычайной ситуации регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2017 г..был установлен факт постоянного проживания истца в домовладении, расположенном по адресу: "адрес", являющимся единственным местом жительства для заявителя. ФИО1 имел свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок с 6 мая 2016 г..по 6 мая 2021 г..Полагает, что отказ администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края во включении ФИО1 в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, является незаконным. На момент чрезвычайной ситуации он не проживал в жилом доме, так как находился на работе в г..Ноябрьске, где работает вахтовым методом.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверному установлению судом обстоятельств дела, неверному применению норм материального права. Указывает на то, что ФИО1 имеет временную регистрацию в данном жилом помещении, каких-либо иных жилых помещений в собственности не имеет. Кроме того, решением суда установлено, что в данном жилом помещении он проживает постоянно.
На апелляционную жалобу поступили возражения министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в которых полагает доводы апелляционной жалобы надуманными, не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1, его представитель ФИО5, полномочия которого проверены, поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда как постановленном при неверном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ч. 1).
Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч. 2).
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Согласно п. 2 указанного Постановления государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, а также для которых утраченное жилое помещение являлось единственным.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 МЧС Российской Федерации, Минстроем Российской Федерации, Минфином Российской Федерации утвержден "Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов".
Пунктами 2 - 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного МЧС Российской Федерации, Минстроем Российской Федерации и Минфином Российской Федерации N 916 от 27 июля 1995 г, предусмотрено, что в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований (п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213 внесены изменения и дополнения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями". Так, в новой редакции указанного пункта указано, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого, утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Таким образом, положения вышеприведенных нормативных правовых актов направлены на защиту прав собственников жилых помещений (включая членов их семьи), которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти, и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Данным нормам закона корреспондируют разъяснения Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г, согласно которому право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Из обстоятельств, установленных судом первой инстанции на основании предоставленных доказательств следует, что Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 24 мая 2017 г. в связи с возникновением чрезвычайной ситуации федерального характера с 24 мая 2017 г. введен режим функционирования чрезвычайная ситуация для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского, Ставропольского краёв, Иркутской области и установлен федеральный уровень реагирования.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1.1); установлен региональный уровень реагирования сил и средств Ставропольской краевой подсистемы (п. 1.2).
Постановлением исполняющего обязанности главы Георгиевского муниципального района Ставропольского края от 25 мая 2017 года N 486 введен с 14.00 часов 25 мая 2017 года на территории Георгиевского муниципального района режим чрезвычайной ситуации функционирования Георгиевского районного звена Ставропольской краевой подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и закрепленный за ним земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", является истец ФИО1 Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29 апреля 2016 г. и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Указанный жилой дом находился в зоне затопления в результате наводнения 25-27 мая 2017 года, что подтверждается постановлением исполняющего полномочия главы Георгиевского городского округа Ставропольского края от 16 июня 2017 года N 849 (приложение N1).
Согласно техническому заключению, выполненному ООО "Промышленное и гражданское строительство", по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", жилое помещение пострадало в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года, общее состояние жилого помещения оценивается как непригодное для проживания; эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Управлением ЖКХ администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края было отказано во включении ФИО1 в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуацией, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении и отсутствия точно установленной площади принадлежащего истцу жилого помещения.
В дальнейшем, решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 сентября 2017 г, оставленным без изменением апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда, удовлетворены требования ФИО1, который был признан пострадавшим от чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года, признано его право на получение единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" рублей; признано право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере "данные изъяты" рублей.
Указанным решением установлено, что жилой "адрес", является для ФИО1 единственным и постоянным местом жительства (л.д. 12-15)
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, названный судебный акт имеет преюдициальное значения для рассмотрения иных споров.
Указанное не учтено судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 г, истец ФИО1, являясь собственником 1/2 доли жилого дома, был временно зарегистрирован в жилом доме по адресу: "адрес", данное жилое помещение являлось для него единственным и постоянным местом жительства, судебная коллегия приходит к выводу о возникновении у него права на получение государственного жилищного сертификата.
Тот факт, что именно на момент возникновения чрезвычайной ситуации ФИО1 не проживал в спорном домовладении, не имеет правового значения, поскольку как следует из материалов дела ФИО1 вахтовым методом работает в "адрес".
Доказательств обратного, суду не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции противоречащими установленным по делу обстоятельствам, а постановленное по делу судебное решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы верно основаны на нормах действующего законодательства, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение - отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Рассматривая требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, судебная коллегия, учитывая социальный характер спора, значимость принятого решения для истца, лишившегося единственного жилья, указанные выше государственные гарантии, полагает необходимым ходатайство удовлетворить и обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 июля 2018 г. отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата из расчета общей площади жилого дома, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 N1, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального характера, исходя из занимаемой 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, "адрес", общей площадью 50,2 кв.м, из расчета 25,1 кв.м, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий в соответствии с пп. "а" п. 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110.
Обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить ФИО1 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, на получение государственного жилищного сертификата из расчета 25,1 кв.м.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Апелляционную жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.