Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Осиповой И.Г.
судей Селюковой З.Н. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2018 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Шевцовой Е.С.
на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 09 октября 2018 года
по делу по иску прокурора Нефтекумского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по защите окружающей природной среды и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Заместитель прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Островский С.А, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, обратился в суд с иском к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по защите окружающей природной среды и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере защиты окружающей среды, допущенные органом местного самоуправления, а именно: на земельном участке площадью 4 га, расположенном в 1 км на северо-восток от а.Тукуй-Мектеб Ставропольского края, организована несанкционированная свалка бытовых отходов.
Вывоз и хранение твердых бытовых отходов производится на земельном участке, который не является полигоном твердых бытовых отходов, его территория не имеет ограждения, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, отсутствует обособленная сеть с автономными очистительными сооружениями.
Наличие несанкционированной свалки на указанном участке в границах земель Нефтекумского городского округа не отвечает требованиям безопасности, способно повлечь за собой распространение опасных для человека заболеваний, пожары, уничтожение флоры и фауны и иные последствия, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Собственник несанкционированной свалки не установлен, в связи с чем администрация Нефтекумского городского округа, как орган местного самоуправления, обязана принять меры к ликвидации данной свалки. Однако мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, администрацией не предпринимается.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского городского округа по защите окружающей природной среды, обязать администрацию Нефтекумского городского округа в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Ставропольский край, 1 км на северо-восток от а.Тукуй-Мектеб, на земельном участке 4 га.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 09 октября 2018 года исковые требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по защите окружающей природной среды.
На администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Ставропольский край, 1 км на северо-восток от а.Тукуй-Мектеб, на земельном участке площадью 4 га.
В апелляционной жалобе представитель администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Шевцова Е.С. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Судом не приняты во внимание доводы, изложенные в возражениях ответчика на исковое заявление.
В соответствии с положениями ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в области охраны окружающей среды наделены органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ.
Ликвидация несанкционированных свалок не является мероприятием по охране окружающей среды, связана в первую очередь с мероприятиями по обращению с твердыми коммунальными отходами, организация деятельности которой регламентируется специальным Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Судом не учтено, что истцом не представлено доказательств того, в чем выражено бездействие администрации по защите окружающей природной среды и что именно это бездействие повлекло определенные нарушения, что свидетельствует об отсутствии предмета и оснований исковых требований.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" проведение государственной политики в области обращения с отходами относится к полномочиям Российской Федерации.
Согласно Закону Ставропольского края 16 ноября 2009 г. N81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Ставропольского края.
В связи с тем, что организация деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов организована Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в Нефтекумском городском округе с 01 июля 2018 года путем определения регионального оператора ООО "Комбинат Благоустройства", администрацией Нефтекумского городского округа приняты документы распорядительного характера о прекращении вывоза твердых бытовых отходов и выводе из эксплуатации несанкционированных свалок, расположенных на территории Нефтекумского городского округа.
Поскольку сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов является лицензируемым видом деятельности, администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края не вправе самостоятельно и собственными силами ликвидировать несанкционированные свалки.
Учитывая длительную установленную законодательством процедуру ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде (несанкционированные свалки) и значительные финансовые затраты (на ликвидацию 1 свалки необходимо приблизительно около 50 млн. руб, без учета затрат на подготовку проектно-сметной документации), ликвидировать несанкционированную свалку в а. Тукуй-Мектеб в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу невозможно.
Администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края получено письмо вх.N4417 от 26 июля 2018 года о том, что в перечень мероприятий проекта "Чистая страна" на 2021 год включено мероприятие по рекультивации свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в городе Нефтекумске, в связи с чем необходимо в срок до 31 марта 2019 года подать заявку на включение указанной свалки в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, а также для участия на условиях софинансирования мероприятия из средств федерального, краевого и местного бюджета, необходимо в течение 2019 года разработать проектную документацию на проведение работ, получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы и экспертизы проектно-сметной достоверности, на что потребуется временной промежуток в три года для ликвидации одной свалки, расположенной в городе Нефтекумске.
Администрации необходимо предусмотреть в бюджете Нефтекумского городского округа, который будет утвержден Думой Нефтекумского городского округа в конце 2018 года, денежные средства на разработку ПСД свалки, расположенной в городе Нефтекумске, для включения ее в национальный проект, после чего возможно проведение всех согласительных процедур по ликвидации свалок, расположенных на территориях сельских населенных пунктов в аналогичном порядке, в том числе и свалки, расположенной в а.Тукуй-Мектеб.
Муниципальное образование - Нефтекумский городской округ Ставропольского края образовано только с 01 января 2018 года, а, соответственно, и создана администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края, к которой перешли все имеющиеся свалки на территориях поселений с 01 января 2018 года.
Положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые не предполагают возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов.
Просит решение суда отменить, отказав заместителю прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, от представителя ответчика - администрации Нефтекумского городского округа Шевцовой Е.С. и от представителя третьего лица - Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Лягусь А.В. поступили ходатайство и заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Дремовой М.Д, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2017 г.) устанавливает, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Нефтекумского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в границах Нефтекумского городского округа Ставропольского края
Из копии акта обследования места несанкционированного складирования твердых бытовых отходов (несанкционированной свалки) от 19 июня 2018 года, составленного рабочей группой в составе заместителя начальника управления городского хозяйства администрации Нефтекумского округа, начальника отдела благоустройства и озеленения управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа, ведущего специалиста управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Нефтекумского городского округа, начальника Тукуй-Мектебского территориального отдела по работе с населением, следует, что на земельном участке по адресу: в 1 км северо-восточного направления от а.Тукуй-Мектеб Нефтекумского городского округа Ставропольского края расположена несанкционированная свалка, на которой размещены бытовые отходы. Площадь земельного участка под объектом составляет 4 га, ближайший водный объект отсутствует, степень защиты окружающей среды - оканавливание, свалка организована в виде насыпи отходов, санитарно-защитная зона 200 х 200 м, в ноябре 2017 года проводилась техническая рекультивация. К акту приложено 4 фотоматериала.
В соответствии с копией распоряжения администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 13 июля 2018 года N552-р органом местного самоуправления принято решение о выводе из эксплуатации несанкционированных свалок, в числе которых указана свалка, находящаяся по адресу: Ставропольский край Нефтекумский район, а. Тукуй-Мектеб, 1 км северо-восток от а. Тукуй-Мектеб, площадью 4,0 га.
Учитывая, что свалка твердых бытовых отходов, расположенная по адресу: Ставропольский край, 1 км на северо- восток от а.Тукуй-Мектеб, на земельном участке площадью 4 га, является несанкционированной, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, ее расположение вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что отходы размещены непосредственно на почву, в отсутствие специально оборудованного сооружения. При этом объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.
Разрешая спор и возлагая на администрацию Нефтекумского городского округа Ставропольского края обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, правильно применил нормы материального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Аналогичные положения содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 названного Федерального закона N 131-ФЗ (в действующей в настоящее время редакции) к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы местного самоуправления городского округа от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 2 Закона Ставропольского края от 16 ноября 2009 г N 81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" (в редакции от 12 октября 2018 г.) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Ставропольского края.
В соответствии с указанной правовой нормой в ранее действовавшей редакции к полномочиям органов исполнительной власти Ставропольского края в данной области была отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 07 августа 2017 г. N 315-п "Об установлении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края" предусмотрено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на основании результатов конкурсного отбора, который проводится министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Из содержания апелляционной жалобы органа местного самоуправления в настоящее время региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края является ООО "Комбинат Благоустройства".
Данные обстоятельства никем не оспариваются.
Таким образом, органы исполнительной власти Ставропольского края в силу прямого указания закона как в ранее действовавшей редакции, так и в действующей в настоящее время редакции Закона Ставропольского края от 16 ноября 2009 г N 81-кз "Об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" обязаны участвовать в организации деятельности по сбору (накоплению), в том числе раздельному сбору (раздельному накоплению) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Данные органы ответственны за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на администрацию Нефтекумского городского округа обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что администрация Нефтекумского городского округа не вправе самостоятельно собственными силами ликвидировать несанкционированные свалки, не являются основанием к отмене решения, поскольку не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.
Сложность и многоступенчатость процедуры исполнения решения суда, равно как и отсутствие в бюджете муниципального образования соответствующих денежных средств для реализации указанных выше полномочий, не освобождает ответчика от обязанности участвовать в организации деятельности по сбору (накоплению), в том числе раздельному сбору (раздельному накоплению) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, возложенной на ответчика в силу вышеприведенных правовых норм.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель администрации Нефтекумского городского округа не ссылался на какие-либо конкретные действия, выполненные органом местного самоуправления в целях организации на территории Нефтекумского района Ставропольского края указанной выше деятельности.
В апелляционной жалобе также не содержится ссылок на таковые обстоятельства.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
При этом судебная коллегия находит необходимым отметить, что администрация Нефтекумского городского округа не лишена права и возможности согласовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, а также с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края - ООО "Комбинат Благоустройства", равно как и с иными государственными органами, учреждениями и предприятиями, путем определения порядка исполнения решения суда.
В ходе исполнения решения могут быть конкретизированы как конкретные меры (действия), так и объем участия тех или иных заинтересованных лиц по ликвидации несанкционированной свалки.
Доводы жалобы о том, что судом предоставлен недостаточный срок для устранения выявленных нарушений, не влекут отмену решения, ввиду того, что администрация не лишена права на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Каких-либо нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по настоящему делу не установлено.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 09 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Шевцовой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.