Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А,
судей Сачкова А.Н, Тертишниковой Л.А,
при секретаре Рогожиной И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края, третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение Павловского районного суда Алтайского края от 28 августа 2018 года по делу
по иску Раиль Александры Сергеевны к Управлению социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края о признании незаконными решений, возложении обязанности возобновить начисление и выплату пособия.
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н,
УСТАНОВИЛА:
Раиль А.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению социальной защиты населения по Павловскому району о признании незаконным решения от 06 июля 2018 года *** о прекращении ежемесячных выплат семьям, имеющим детей, назначенных на основании норм Федерального закона от 27 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", возложении обязанности возобновить начисление и выплату пособия в связи с рождением первого ребенка
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ у нее родился первый ребенок Р.М.Е, в связи с чем 25 июня 2018 года она обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". Решением Управления социальной защиты по Павловскому району были назначены соответствующие выплаты с 03 апреля 2018 года. Впоследствии в связи с произведенным перерасчетом среднемесячного дохода членов семьи решением Управления социальной защиты по Павловскому району установлено, что Раиль А.С. не имеет права на меры социальной поддержки, поскольку среднемесячный доход на 1 члена семьи превышает установленную 1,5 кратную величину прожиточного минимума.
По мнению административного истца, расчет Управления социальной защиты по Павловскому району является неверным, поскольку в состав ее семьи для расчета среднемесячного дохода на 1 члена семьи должны включаться 4 человека: Раиль А.С, ее супруг Раиль Е.С, их общий ребенок Р.М.Е. и ребенок ее супруга Р.Я, который проживает отдельно с матерью, поскольку на него взысканы и уплачиваются Раиль Е.С. алименты.
Определением Павловского районного суда от 13 августа 2018 года производство по административному делу прекращено, иск передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения по Алтайскому краю.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 28 августа 2018 года исковые требования Раиль А.С. удовлетворены частично.
Признано незаконным распоряжение Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края от 06 июля 2018 года о прекращении выплаты Раиль А.С. ежемесячного пособия на основании норм Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
На Управление социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края возложена обязанность производить Раиль А.С. выплату ежемесячного пособия в связи с рождением ребенка Р.М.Е, ДД.ММ.ГГ, на основании норм Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в соответствии с распоряжением Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края от 28 июня 2018 года ***
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края в пользу Раиль А.С. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В аналогичных по содержанию апелляционных жалобах ответчики Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, Управление социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края просят решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывают, что применение положений Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи" для расчета среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка не допустимо. Указанные нормативно-правовые акты регламентируют порядок оказания мер государственной социальной поддержки гражданам, имеющим статус малоимущих, либо отнесенным к одной из категории граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в то время как семья истца ни к одной из указанных категорий не относится. Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", на котором основаны требования истца, установлены иные критерии нуждаемости граждан в мерах социальной поддержки. Из буквального толкования ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты должны учитываться все выплаты, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением выплат, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 указанной статьи. В число перечисленных в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" исключений алименты не входят.
При указанных обстоятельствах выводы суда о необходимости исключения из дохода семьи Раиль А.С. суммы уплаченных алиментов основаны на неправильном применении норм материального права. В подтверждение изложенной позиции ссылаются также на письмо Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 07 марта 2018 года N 12-1/10/П-1584 "О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"".
В письменных возражениях истец Раиль А.С. просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства труда и социальной защиты Алтайского края Медведева Т.С. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Раиль Е.С. и Раиль А.С. с 14 октября 2017 года состоят в браке. ДД.ММ.ГГ у них родился сын Р.М.Е, который для Раиль А.С. является первым ребенком. У Раиля Е.С. также есть сын Р.Я. ДД.ММ.ГГ рождения, который проживает отдельно со своей матерью.
25 июня 2018 года Раиль А.С. обратилась в Управление социальной защиты населения по Павловскому районе Алтайского края с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", приложив документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н.
Из представленных истцом документов следует, что Раиль А.С. до рождения ребенка не работала, обучалась по очной форме обучения, дохода не имела.
Супруг истца Раиль Е.С. проходит службу в МО МВД России "Заринский", согласно справкам 2-НДФЛ доход Раиля Е.С. до вычета налогов за период с 01 июня 2017 года по 31 мая 2018 года составил 583 073,22 руб. За этот же период с Раиля Е.С. в пользу Раиль Н.С. были удержаны алименты в общей сумме 121 612,05 руб, что подтверждается соответствующей справкой, которая была представлена истцом при подаче заявления в Управление социальной защиты населения по Павловскому районе Алтайского края.
Распоряжением Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края от 28 июня 2018 года *** за Раиль А.С. признано право на получение мер социальной поддержки, при этом среднемесячный доход каждого члена семьи в составе 3 человек за период с 01 июня 2017 года по 31 мая 2018 года в размере 12 818,37 руб. был определен, исходя из совокупного дохода семьи в сумме 461 461,17 руб, за вычетом уплаченных Раилем Е.С. алиментов.
Выплата пособия была назначена Раиль А.С, начиная с 03 апреля 2018 года, ежемесячно в размере 9 434 руб. За период с 03 апреля 2018 года по 31 июля 2018 года Раиль А.С. было выплачено 37 107,07 руб.
На основании письма Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 06 июля 2018 года N 23-0-4/11/8174 Управлением социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края произведен перерасчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи Раиль А.С. При перерасчете совокупный доход семьи Раиль А.С, состоящей из трех человек, принят в размере 583 073,22 руб. без вычета оплаченных Раилем Е.С. алиментов.
Уведомлением от 06 июля 2018 года *** Управление социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края сообщило Раиль А.С. о прекращении выплаты пособия в связи с отсутствием права на получение мер социальной поддержки, поскольку среднемесячный доход на 1 члена семьи истца составляет 16 196,48 руб, что превышает установленную 1,5-кратную величину прожиточного минимума.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи", оценив представленные доказательства, исходил из того, при расчете среднедушевого дохода членов семьи отдельно проживающий несовершеннолетний ребенок одного из супругов не должен включаться в состав семьи, при этом из доходов семьи подлежит вычету сумма уплаченных алиментов.
Выводы суда о том, что отдельно проживающий несовершеннолетний ребенок одного из супругов не должен включаться в состав семьи для целей расчета среднедушевого дохода, стороной ответчика не оспариваются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости исключения из состава доходов уплаченных Раиль Е.С. алиментов, не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционных жалоб о неверном расчете среднедушевого дохода членов семьи истца являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании ном материального права.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Указанный закон принят с целью оказания адресной помощи семьям, имеющим детей (первого или второго), для повышения их благосостояния, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н.
В соответствии с ч.ч. 1 - 6 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.
При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.
Под алиментами понимаются денежные средства, уплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи, следовательно, указанные средства являются расходами.
В качестве расходов, не подлежащих вычету при расчете среднедушевого дохода согласно ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" указаны только налоги.
При указанных обстоятельствах, поскольку уплачиваемые Раилем Е.С. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка от первого брака относятся к расходам, а не доходам семьи, указанные платежи подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.
С учетом изложенного доводы жалобы о недопустимости применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи", на правильность выводов суда не влияют, поскольку необходимость исключения суммы уплаченных алиментов из суммы доходов семьи, претендующей на получение социальной выплаты, следует из толкования положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Кроме того, поскольку ни Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ, ни Порядок осуществления ежемесячных выплат, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н напрямую не предусматривает возможность вычета из доходов семьи уплаченных алиментов на содержание отдельно проживающих несовершеннолетних детей, учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, применение законодательства Российской Федерации о социальной помощи малоимущим гражданам к спорным правоотношениям допустимо на основании ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (аналогия закона).
Судебная коллегия также учитывает, что доказательства наличия предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" оснований для прекращения осуществление ежемесячной выплаты, отсутствуют.
Указание в жалобе на разъяснения, данные в письме Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 07 марта 2018 года N 12-1/10/П-1584 "О направлении ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", и отмену решения не влечет, поскольку указанный документ не является источником права, а носит рекомендательный характер. Постановленное судом решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2017 года N418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Павловскому району Алтайского края, третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение Павловского районного суда Алтайского края от 28 августа 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.