Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложения 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***),
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Приложением 2 к Правилам землепользования и застройки является Карта зон с особыми условиями использования территории, из которой следует, что с момента принятия Правил землепользования и застройки и до настоящего времени земельный участок по "адрес" находится в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения.
"данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения 2 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения фактически занимаемого им земельного участка по "адрес" к зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения.
Требование мотивировано тем, что административный истец является владельцем самовольно возведенного жилого дома, расположенного на названном земельном участке. С целью оформления прав на землю под самовольным строением "данные изъяты" обратился в комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", в решении которого об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка указано, что земельный участок находится в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, в которой запрещено размещение жилых построек. Вместе с тем, названная зона установлена без соблюдения действующего законодательства.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, с соблюдением установленной для этого процедуры, в надлежащей форме, опубликован и зарегистрирован, не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу (том 1 л.д. 146-148).
В судебное заседание административный истец не явился, Барнаульская городская Дума представителя не направила, сведения о надлежащим извещении данных участников о времени и месте рассмотрения дела имеются, ходатайств об отложении заседания не поступило, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя "данные изъяты" настаивавшего на удовлетворении требований, заключение прокурора "данные изъяты" о наличии оснований для признания недействующей оспариваемой части Правил землепользования и застройки, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 2 статьи 42 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***. На момент вынесения последних изменений в Правила землепользования и застройки аналогичные полномочия были предусмотрены пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - "адрес" Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нарушений порядка принятия нормативного правового акта, внесения изменений и дополнений, опубликования и регистрации, введения в действие при рассмотрении дела не установлено.
На основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГ (том 1 л.д. 114-122), справки "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ судом установлено, что по "адрес" имеется самовольно возведенный в ДД.ММ.ГГ жилой дом, в котором проживает "данные изъяты"
В предварительном согласовании предоставления земельного участка "данные изъяты" отказано комитетом по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", о чем сообщено в письме от ДД.ММ.ГГ *** (том 1 л.д. 123). Одной из причин отказа явилось нахождение земельного участка в зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, в которой запрещено размещение жилых домов в силу пункта 2, подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения пунктов 1, 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности признания права собственности на самовольную постройку при наличии прав на земельный участок, на котором она возведена, возможность получения в Алтайском крае в собственность земельных участках, занятых самовольным строением согласно пункту 4 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", суд приходит к выводу о том, что "данные изъяты" на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованию об оспаривании приложения 2 к Правилам землепользования и застройки в части отнесения используемого им земельного участка к зоне с особыми условиями использования территории, которые препятствуют получению земельного участка в собственность.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части отнесения названного участка к зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий пунктом 16 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ ***).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 30 того же Кодекса на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, которые также могут отображаться на отдельных картах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).
Таким образом, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, относящиеся к территориям с особыми условиями использования, установленные в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, отображаются в правилах землепользования и застройки на соответствующих картах.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в статью 43 Водного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которые прямо указываю, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такие решения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН ***), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников (пункт 1.4 СанПиН ***).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН ***).
Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно пункту 2.2 СанПиН ***, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения - в соответствии с пунктом 2.3 СанПиН ***.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (пункт 2.2 Порядка).
Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (пункт 3.1 Порядка).
Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников.
В течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения уполномоченный орган направляет комплект документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 3.6 Порядка).
Уполномоченный орган направляет решение об утверждении проекта округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта вместе с этим проектом, а также решение об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и в администрацию городского округа или муниципального района, на территорию которого распространяется округ и зоны санитарной охраны, с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования (пункт 3.7 Порядка).
Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установления границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Установленный порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.
Административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого акта положениям вышестоящих нормативных правовых актов, допустимые и достоверные доказательства принятия в установленном порядке решения об установлении зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, в которую включен земельный участок административного истца, не представлены.
Из представленных же административным истцом ответов на его запросы и запросы его представителей, данных Министерством природных ресурсов Алтайского края ДД.ММ.ГГ, комитетом по строительству, архитектуре и развитию города ДД.ММ.ГГ, Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ (том 1 л.д. 124, 125, 127), следует, что документы об установлении границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, которые включали бы испрашиваемый "данные изъяты" земельный участок, отсутствуют. ООО "Барнаульский Водоканал" получал положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию относительно водоснабжения "адрес", однако участок по "адрес" в зону санитарной охраны II пояса поверхностного источника водоснабжения не попадает. Это обстоятельство подтверждается и ответом ООО "Барнаульский Водоканал" на запрос суда (том 1 л.д. 144).
Правовые акты уполномоченных органов, принятые до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации и устанавливающие зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в районе земельного участка административного истца, стороной административного ответчика не представлено.
Согласно пояснительной записке к Генеральному плану "адрес" в данном нормативном правовом акте отражены ориентировочные размеры зон санитарной охраны, что не может свидетельствовать об установлении зоны с особыми условиями в силу вышеизложенного.
Статья 52 Правил землепользования и застройки "адрес", закрепляя перечень зон с особыми условиями, в качестве наименования нормативного правового акта, в соответствии с которым определена граница зоны, и (или) документа, которым определена граница зоны санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ЗСО) предусматривает пункты 3.2, 3.3 СанПиН ***. Между тем, данные пункты содержат только требования к мероприятиям на территории ЗСО подземных и поверхностных источников водоснабжения (режим использования) и не устанавливают границы и размеры зон санитарной охраны.
Соглашаясь с обоснованностью предъявленных административным истцом требований, суд отмечает, что установленные действующим законодательством ограничения землепользования в зонах с особыми условиями использования территории могут применяться только при наличии достоверных и допустимых доказательств наличия таких зон и включения в их размеры земельного участка, в отношении которого применены соответствующие ограничения. Отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
Поскольку документы об установлении зоны II пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отсутствуют, то, отображая размеры данных зоны на Карте зон с особыми условиями в Правилах землепользования и застройки в отсутствие таких документов и распространяя данные зоны на территорию земельного участка административного истца, Барнаульская городская Думы вышла за пределы своих полномочий.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает приложение 2 к Правилам землепользования и застройки не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org), где были размещены оспариваемые в части Правила землепользования и застройки.
При обращении в суд административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты". (том 1 л.д. 5), данные расходы подлежат возмещению Барнаульской городской Думой в силу части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая положения подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Так как Барнаульская городская Дума не является юридическим лицом и не имеет собственного счета, расходы взыскиваются за счет местной казны на основании статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", к зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в той мере, в которой границы такой зоны отображены в отсутствие документов об их установлении, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - "адрес" Алтайского края в пользу "данные изъяты" "данные изъяты" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Судья
Дело ***а-821/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/Резолютивная часть/
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В,
при секретаре Пьянковой Н.А,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части приложения 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***),
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Приложение 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***), в части отнесения фактически занимаемого "данные изъяты" земельного участка ориентировочной площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", к зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения в той мере, в которой границы такой зоны отображены в отсутствие документов об их установлении, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте "адрес" в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы за счет казны городского округа - "адрес" Алтайского края в пользу "данные изъяты" "данные изъяты" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.