Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Абдуллиной С.С.
Фархиуллиной О.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Хажиевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ахмадышиной Нины Петровны на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Ахмадышиной Нины Петровны к ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат о признании незаконным приказа N86 л/с от 29 июня 2018 года, восстановлении на работе в должности младшей медицинской сестры ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Ахмадышина Н.П. обратилась в суд с иском к ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат о признании незаконным приказа N 86 л/с от 29 июня 2018 года, восстановлении на работе в должности младшей медицинской сестры ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование иска указала, что 06 ноября 2011 года она была принята на работу ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат на должность санитарки-ваннщицы. Приказом N 51 о т 15 мая 2008 года была переведена на должность младшей медсестры по уходу за больными. Приказом N 86л/с от 29 июня 2018 года она уволена в связи с сокращением численности штата работников организации на основании п.2 ст.81 ТК РФ с 30 июня 2018 года.
Полагает, что увольнение является незаконным, так как работодателем нарушен установленный трудовым законодательством порядок увольнения.
Поскольку увольнение является незаконным, просит взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
В результате неправомерных действий ответчика она испытала моральные и нравственные страдания в связи с потерей работы, т.к. при отсутствии постоянного заработка и средств на существование, она была вынуждена занимать деньги.
Определением суда в качестве третьего лица по делу привлечено Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с принятым решением, Ахмадышина Н.П. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что доказательств по предложению ей вакантных должностей ответчиком суду не представлено, в процессе судебного разбирательства данный факт судом не рассматривался. Вывод суда о том, что ответчиком было предложено написать заявление о переводе на вводимые должности "сиделка (помощник по уходу)" на собрании младшего медицинского персонала не обоснован, так как это не освобождает ответчика, как работодателя, от выполнения вакантных должностей, согласно позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 г.
От Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Благовещенский психоневрологический интернат поступило возражение на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмадышина Н.П, ее представитель Якупова Р.Д. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представители Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Благовещенский психоневрологический интернат - Исламова А.М, Селезнева М.Г, Пастухова А.В, Лебедева В.С, представитель Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ - Хисматуллина Л.Р. в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся диц, заслушав заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
В силу ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Статья 179 ТК РФ предусматривает, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
В силу статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
Расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть 2 статьи 180 ТК РФ).
Таким образом, из смысла приведенных выше норм действующего трудового законодательства следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат РБ N134 от 06 ноября 2011 года Ахмадышина Н.П. принята на должность санитарки-ванщицы 2 разряда (том 1 л.д.8, 25).
Приказом N51 от 15 мая 2008 года Ахмадышина Н.П. переведена на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными (том 1 л.д. 10,31)
Приказом ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат РБ N180-ОД от 29 декабря 2017 года утверждено штатное расписание учреждения с 01 января 2018 года с предельной численностью 289,0 штатных единиц (том 1 л.д.68)
25 апреля 2018 года ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат РБ обратилось в Первичную профсоюзную организацию с уведомлением о принятии решения о сокращении численности работников учреждения, сокращения должности "младшая (ий) медицинская (ий) сестра (брат) по уходу за больными в количестве - 99,25 штатных единиц, "санитарка" в количестве 15,0 штатных единиц, "санитарка (мойщица)" в количестве 3,0 штатных единиц, всего 81 работника, для дачи мотивированного мнения по вопросу расторжения трудовых договоров (том1 л.д.71-72).
Согласно выписке из протокола заседания Первичной профсоюзной организации N 137 от 25 апреля 2018 года проект представленного локального нормативного акта соответствует требованиям, установленным ст.373 ч.2 Трудового Кодекса РФ коллективного договора Учреждения на 2018-2020 году, не ухудшает положение работников (том 1 л.д.73).
Приказом N 108-ОД от 23 апреля 2018 года оптимизировано за счет вакантных должностей 6 единиц санитарок, 1,5 единицы санитарки (мойщицы), 1,0 единица медицинской сестры, 5,0 единиц медицинской сестры палатной, 1,0 единица слесаря-ремонтника (том1 л.д.99).
Согласно приказу N 109-ОД от 25 апреля 2018 года "О сокращении штатной численности работников, в рамках поэтапного перевода работников учреждения на профессиональные стандарты, в связи с проведением оптимизационных мероприятий с 01 июля 2018 года сокращена должность "младшая (ий) медицинская (ий) сестра(брат) по уходу за больными в количестве - 99,25 штатных единиц, "санитарка" в количестве -15,0 штатных единиц (том 1 л.д.74).Комиссией по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе и не подлежащих увольнению по должности младшей медицинской сестры (младшего медицинского брата) сформирован список работников, повысивших свою квалификацию в 2016 году по программе "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", что подтверждается протоколом заседания комиссии от 27 апреля 2018 года, заявлениями работников, удостоверениями о прохождении курсов (л.д. 100, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111).
Приказом N 110/1-ОД от 27 апреля 2018 года в целях приведения штатного расписания в соответствии с нормативами штатной численности учреждения утверждено штатное расписание ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат РБ вводящееся в действие с 01 июля 2018 года с предельной численностью 248,5 штатных единиц, в том числе количество штатных единиц по должности младшая (ий) медицинская (ий) сестра (брат) по уходу за больными составило 6,5 единиц (том 1 л.д.75).
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат РБ N N86-л/с от 29 июня 2018 года Ахмадышина Н.П. была уволена с 30 июня 2018 года по сокращению численности штата согласно пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ (л.д.7).
Проверяя соблюдение ответчиком установленной процедуры увольнения по указанному основанию, суд установил, что о предстоящем сокращении занимаемой истцом должности Ахмадышина Н.П. была уведомлена 27 апреля 2018 года, то есть в установленный законом срок, что следует из уведомления врученного истцу лично под роспись (том 1 л.д. 87).
Решение о сокращении и последующее изменение в штатное расписание были приняты в рамках предоставленных работодателю полномочий, должность истца была сокращена, порядок и процедура увольнения по указанному основанию ответчиком не нарушены, в отношении истца со стороны ответчика не была допущена дискриминация в области труда.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1690-О, от 19 июля 2016 года N 1437-0, от 29 сентября 2016 года N 1841-0, от 28 марта 2017 года N477-0 и др.).
Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36314) определено, что предоставление социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания осуществляется с учетом индивидуальной потребности получателя социальных услуг, а также в соответствии с порядком предоставления социальных услуг, утверждаемым уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в объемах, не менее установленных стандартом социальной услуги.
Данный приказ также предусматривает, что структура, штатная численность стационарной организации социального обслуживания устанавливается руководителем этой организации в порядке, определяемом уставом организации социального обслуживания, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. При формировании штатнойчисленности работников организаций социального обслуживания могут использоваться рекомендуемые нормативы штатной численности организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания (их структурных подразделений), предусмотренные приложением N 1 к Правилам организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
Действующей в настоящее время "Примерной номенклатурой организаций социального обслуживания", утвержденной приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 258н, в число организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, включены дома-интернаты (пансионаты), в том числе, для престарелых и инвалидов.
Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2007 "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания". Данным документом установлены виды учреждений социального обслуживания (п. 4.3).
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 558-ст утвержден и введен в действие с 01.01.2009 "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.
Согласно пункту 2 постановления N 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
В целях повышения качества оказываемых услуг в стационарных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Башкортостан, а также во исполнение Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 24 октября 2014 года N483-0 утверждены нормативы штатной численности организаций социального обслуживания организаций социального обслуживания Республики Башкортостан".
Согласно Уставу ГБСУ СОССЗН Благовещенский психоневрологический интернат РБ утвержденного 29 августа 2017 года Министром труда и социальной защиты населения РБ, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с перечнем социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Башкортостан, гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе страдающим психическими расстройствами, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
Целью деятельности Учреждения является реализация права граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг и условиями договоров о предоставлении социальных услуг при постоянном, временном или круглосуточном проживании в Учреждении, соответствующих установленным стандартам их оказания и показателям качества.
Для выполнения поставленных целей Учреждение осуществляет, в том
числе следующие виды деятельности: предоставление социально-бытовых,
социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, организация и проведение медицинской, социальной, трудовой реабилитации получателей социальных услуг, организация наблюдения и ухода за получателями социальных услуг, проведение профилактических, оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и поддержание здоровья получателей социальных услуг, исполнение в соответствии с действующим законодательством функции опекуна в отношении недееспособных или не полностью дееспособных получателей социальных услуг.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе Ахмадышиной Н.П. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ и был соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию, поскольку факт сокращения штата работников подтверждается представленными в суд приказами и штатными расписаниями, меры по трудоустройству работника ответчиком были приняты, истец не выразила согласия на перевод на другую работу, соответствующую ее образованию, квалификации и практического опыта.
Представленные в материалах дела приказы от 29.12.2017 г. N 180-ОД, от 27.04.2018 г. N 110/1 об утверждении штатного расписания учреждения, штатные расписания, действующие на периоды с 1 января по 30 июня 2018 года и с 1 июля 2018 года, тарификация согласно обоим штатным расписаниям, свидетельствуют о выполнении работодателем возложенной на него обязанности предложить истцу имеющиеся вакантные должности в период с 27 апреля по 30 июня текущего года, соответствующие ее образованию, квалификации и практического опыта, которую она могла выполнять. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что доказательств по предложению ей вакантных должностей ответчиком суду не представлено, не свидетельствуют о нарушении процедуры увольнения.
Вместе с тем, как правильно указал суд, она не оспаривала в судебном заседании, что на собрании 27 апреля 2018 года работникам, в том числе и Ахмадышиной Н.П, было предложено написать заявление о переводе на должность сиделки (помощника по уходу), от которой она отказалась.
Кроме того, должность сиделки (помощника по уходу) вводилась только с 1 июля. В течение двухмесячного срока уведомления о сокращении данной должности в штатном расписании учреждения не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что вводимая с 1 июля 2017 года должность "Сиделка (помощник по уходу)" не предусмотрена ЕТКС, ЕКС и отсутствовал профессиональный стандарт, судебная коллегия находит несостоятельным.
В силу ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов, если в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Работа по должности "Сиделка (помощник по уходу)" не связана с предоставлением компенсаций и льгот или наличием каких-либо ограничений, а потому наименование данной должности на период её введения не требовала соответствия ЕТКС, ЕКС и профессиональному стандарту.
Должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными и сиделки (помощника по уходу) различны, о чем свидетельствуют приобщенные судом к материалам дела должностные инструкции и исследованные в ходе судебного заседания.
Вышеуказанные доводы истца были предметом исследования и оценки суда первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, мотивы и основания, по которым они отклонен судом, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не усматривает. При этом принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка действиям ответчика по предложению написать заявление о переводе на вновь вводимую должность по причине нарушения её законных прав в части предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций, суд первой инстанции обосновано признал несостоятельными, поскольку истец не приводит оснований и норм закона, согласно которым такое предложение является не законным. При проведении организационно-штатных мероприятий работодатель вправе был сделать подобное предложение работникам с целью сохранения численного состава работников, соблюдения их права на труд. Работники же имели возможность выбрать: продолжить трудовые отношения либо уволиться по сокращению штатов при соблюдении порядка и процедуры увольнения, выплаты выходного пособия и т.п. Кроме того, данное требование истцом не предъявлялось.
Доводы истца о не истребовании судом коллективного договора учреждения, доказательств, подтверждающих легитимность комиссии по определению работников, обладающих преимущественным правом оставления на работе при сокращении штатов проверялись судебная коллегией, однако подтверждения не нашли.
В силу ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд же только вправе предложить им представить дополнительные доказательства, но не обязан. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Истец ходатайства о предоставлении коллективного договора, доказательств, подтверждающих легитимность комиссии по определению работников, обладающих преимущественным правом оставления на работе при сокращении штатов, и об их исследовании в судебном заседании не заявляла. При этом легитимность данной комиссии не оспаривала.
В силу ст. 8 ТК РФ нормы Коллективного договора не должны противоречить нормам трудового законодательства, а в случае противоречия - не подлежат применению.
Доводы истца в апелляционной жалобе о массовом увольнении доказательствами не подтверждены, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2017 года на собрании младшего медицинского персонала в адрес работодателя поступило 70 заявлений работников о переводе на должность сиделки (помощника по уходу). И только 7 работников получили уведомление о сокращении, что подтверждается направленным учреждением письмом в Центр занятости об их высвобождении. То есть уже в этот день администрация учреждения знала о сокращении только 7 работников, что не является массовым увольнением в силу Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469).
При таких обстоятельствах, выводы суда о соблюдении порядка увольнения истца, являются обоснованными, подтверждаются представленными доказательствами.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оснований для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда не имелось.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахмадышиной Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи С.С. Абдуллина
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья Хисматуллина И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.