Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Портянова А.Г,
судей Булгаковой З.И, Гильмановой О.В,
при секретаре Рахматуллине И.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бережиани Г. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан о назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Бережиани Г. В. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой З.И, судебная коллегия
установила:
Бережиани Г.В. обратился с исковыми требованиями к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Стерлитамак Республики Башкортостан о назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Стерлитамак Республики Башкортостан N... от дата ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. В специальный стаж не были зачтены следующие периоды: с 13 сентября 1993 года по 29 августа 1994 года - работа в должности педагога-организатора по физкультуре и спору объединения внешкольных учреждений "Надежда", так как списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года за N 1067, не предусмотрено наименование "Объединение внешкольных учреждений".
Однако п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно применяется не постановление Правительства N 1067 от 22 сентября 1999 года, а постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463. Список учреждений, который утвержден данным постановлением, содержит наименование "Внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы". В период службы истца в Советской армии с 11 мая 1987 года по 27 июня 1989 года действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с которым для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам, другим работникам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются периоды прохождения службы в составе вооруженных сил СССР.
Просил признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан N... от дата в части определения продолжительности педагогического стажа истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 3 года 1 месяц 2 дня: 2 годя 1 месяц 16 дней - период службы в рядах вооруженных сил СССР с 11 мая 1987 года по 27 июня 1989 года, 11 месяцев 16 дней - период работы педагогом-организатором в объединении внешкольных учреждений с 13 сентября 1993 года по 29 августа 1994 года; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан с учетом включенных периодов назначить истцу выплату досрочной трудовой пенсии с момента обращения, то есть с 30 мая 2018 года.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований Бережиани Г.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан N... от дата в части определения продолжительности педагогического стажа Бережиани Г.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан включить в специальный трудовой стаж Бережиани Г.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 3 года 1 месяц 2 дня: 2 годя 1 месяц 16 дней - период службы в рядах вооруженных сил СССР с 11 мая 1987 года по 27 июня 1989 года, 11 месяцев 16 дней - период работы педагогом-организатором в объединении внешкольных учреждений с 13 сентября 1993 года по 29 августа 1994 года; обязании ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан с учетом включенных периодов назначить Берижиани Г.В. выплату досрочной трудовой пенсии с момента обращения, то есть с 30 мая 2018 года отказано.
Не согласившись с решением суда, Бережиани Г.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что должностные обязанности "Педагога-организатора" полностью соответствуют должностным обязанностям "Учителя" на основании приказа N 661н от 24 сентября 2015 года "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях", объединение внешкольных учреждений "Надежда", куда в качестве структурного подразделения входил детский спортивный клуб "Прометей", осуществляло в качестве основной образовательную деятельность детей и подростков в возрасте до 18 лет по дополнительным общеразвивающим и спортивным программам. Также считает, что поскольку у него имеется педагогический стаж не менее 2/3 стажа работы, то служба в армии должна быть включена в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии, на основании норм действовавших в спорный период.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бережиани Г.В. с 11 мая 1987 года по 27 июня 1989 года проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.
До службы в армии истец учился в Мелеузовском техникуме молочной промышленности, после службы поступил на работу с 14 декабря 1992 года маляром в спорткомбинат, с 13 сентября 1993 года начал работать педагогом-организатором в объединении внешкольных учреждений "Надежда" - в детском клубе "Прометей", с 01 сентября 1994 года начал работать учителем физкультуры в средней школе N 17.
Согласно трудовой книжки общий (страховой) стаж Бережиани Г.В. составил 25 лет 8 месяцев 6 дней.
За вычетом периодов, не включенных пенсионным органом в специальный стаж, общий педагогический стаж Бережиани Г.В. составил 22 года 11 месяцев 23 дня.
30 мая 2018 года Бережиани Г.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан N... от дата, на обращение Бережиани Г.В. от 30 мая 2018 года о назначении досрочной страховой пенсии по старости, последнему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно решению ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак Республики Башкортостан периоды работы, не включаемые в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - с 01 июля 2002 года по 15 августа 2002 года - отпуск без содержания - не предусмотрен Правилами N 516 от 11 июля 2002 года; с 13 сентября 1993 года по 29 августа 1994 года - педагог-организатор в объединении внешкольных учреждений "Надежда". Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, постановлением Правительства Российской Федерации N 1067 от 22 сентября 1999 года, наименование учреждения "Объединение внешкольных учреждений", должность "педагог-организатор" не предусмотрены.
В числе включенных в специальный стаж периодов также отсутствует период службы истца в рядах вооруженных сил СССР с 11.05.1987 года по 27.06.1989 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что по состоянию на 01.01.1992 года, а также на день отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397 (на 01.10.1993 года) требуемый в качестве условия для включения в стаж периода службы в армии, педагогический стаж у истца отсутствовал, а период работы истца в качестве педагога-организатора не соответствует действовавшим на спорный период спискам в части наименования образовательного учреждения так и наименовании должности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на установленных судом обстоятельствах и отвечает требованиям норм материального права.
Суд, принимая оспариваемое решение, обоснованно руководствовался положениями пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 ода N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым право на досрочную пенсию имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, подпунктом "м" пункта 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" с учетом Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшего до 01 октября 1993 года.
Вопреки доводам апелляционный жалобы истца возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 года, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Поскольку с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Бережиани Г.В, как установлено судом, имело место с 01 сентября 1994 года, то есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР (с 11 мая 1987 года по 27 июня 1989 года), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Период работы педагогом-организатором в объединении "Надежда" в детском клубе "Прометей" также обоснованно не включен пенсионным органом в специальный (педагогический) стаж для назначения досрочной пенсии истцу, так как должность "педагог-организатор", и такое учреждение как "объединение внешкольных учреждений", а также "детский клуб" в списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию не значились как в действовавших ранее так и не значатся в действующих Списках.
Следует отметить, что включение периода работы педагогом-организатором в объединении "Надежда" 11 месяцев 16 дней, при отсутствии иных периодов подлежащих включению, не образует стажа достаточного для удовлетворения требований истца о назначении досрочной пенсии.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не влекут отмену либо изменение решения суда.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Суд оценил представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы, судебного коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бережиани Г. В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Портянов
Судьи З.И. Булгакова
О.В. Гильманова
Справка: судья Халитова А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.