Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф,
судей: Гаиткуловой Ф.С. и Гибадуллиной Л.Г.
при секретаре Исмагилове А.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Никифоровой Н.Н. - Чулина М.А. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С, судебная коллегия
установила:
Никифорова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС N3 России по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по РБ о признании незаконным и отмене исчисленного налога на земельный участок. В обоснование исковых требований указала, что на основании требования N2 по состоянию на 24 января 2018 года Никифоровой Н.Н. предъявлен к уплате земельный налог на сумму 958 604,34 руб. Начисление налога обжаловалось в МИФНС N3 по РБ, в перерасчете было отказано. Отказ обжаловался в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, решением N... от 04 июля 2018 года в удовлетворении жалобы Никифоровой Н.Н. отказано. Считает указанное начисление неверным, по состоянию на 28 ноября 2014 года истец имела в собственности земельный участок с кадастровым номером N N.., разрешенное использование - торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 кв.м. торговой площади), общей площадью 8638 кв.м. с кадастровой стоимостью 67 496 989,72 руб. 27 апреля 2015 вид разрешенного использования земельного участка был изменен на - сады, огороды, палисадники, кадастровая стоимость установлена в размере 668 599,12 руб. Период владения земельным участком с кадастровой стоимостью 67 496 989,72 руб. составил с 28 ноября 2014 года по 27 апреля 2015 года, пять месяцев.
Никифорова Н.Н. просила признать незаконным и отменить решение N... от 04 июня 2018 года; признать незаконным исчисление налога на земельный участок Никифоровой Н.Н. в размере 958 642,34 руб, обязать МИФНС N3 по Республике Башкортостан устранить допущенное нарушение и списать сумму налога как безнадежный долг; обязать устранить допущенное нарушение и произвести перерасчет суммы налога исходя из времени фактического владения, с 28 ноября 2014 года по 27 апреля 2015 года.
МИФНС России N ИФНС N3 России по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением к Никифоровой Н.Н. о взыскании обязательных платежей. В обоснование заявленных требований указала, что Никифорова Н.Н. имеет задолженность по налогу на имущество. Сумма, подлежащая уплате по налогу на имущество за 2015 год составила 595 руб, за 2016 года составила 35 руб. В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество за 2015 года ей начислены пени за период с 02 декабря 2016 года по 04 февраля 2017 года в сумме 12,89 руб, за 2016 года начислены пени за период с 01 декабря 2017 года по 24 января 2018 года в сумме 0,48 руб. В связи с уплатой налога и пени за 2015 г, а также частичным уменьшением пени по налогу на имущество за 2016г. в сумме 0,28 руб, оставшаяся сумма к оплате составляет 35,20 руб. Никифоровой Н.Н. принадлежат на праве собственности земельные участки, сумма подлежащая к уплате по земельному налогу за 2015 год составила 8 334,34 руб, за 2016 год составила 1 018 679 руб. В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков, в 2016 году произведен перерасчет земельного налога за 2015 год. Сумма, начисленная по земельному налогу, за 2016 год составила 1 018 679 руб, сумма налога, с учетом переплаты 60 071,66 руб, составила 958 607,34 руб. По состоянию на 09 июля 2018 года в связи с уменьшением сумма налога к уплате на 15 февраля 2018 года составила 952 395,34 руб. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015 год начислены пени за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года в сумме 4190,54 руб, за период с 18 декабря 2017 года по 23 января 2018 года в сумме 9103,31 руб, но в связи с частичным уменьшением пени в сумме 3613,94 руб, оставшаяся сумма пени к уплате составила 9679,91 руб. Налоговым органом направлялись уведомления о взыскании налога и пени, которые остались без удовлетворения.
Межрайонная ИФНС N3 России по Республике Башкортостан просила взыскать с Никифоровой Н.Н. задолженность по налогу на имущество в сумме 35 руб, пени по налогу на имущество в сумме 0,20 руб, по земельному налогу в сумме 952 395,34 руб, пени по земельному налогу в сумме 9 679,91 руб.
Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 августа 2018 года административное дело N... по административному исковому заявлению Никифоровой Н.Н. к Межрайонной ИФНС N3 России по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по РБ о признании незаконным и отмене исчисленного налога на земельный участок объединено в одно производство с административным делом N... по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС N3 России по Республике Башкортостан к Никифоровой Н.Н. о взыскании обязательных платежей.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года административное исковое заявление Никифоровой Н.Н. к Межрайонной ИФНС N3 России по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по РБ о признании незаконным и отмене исчисленного налога на земельный участок оставлено без удовлетворения. Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Башкортостан к Никифоровой Н.Н. о взыскании обязательных платежей удовлетворено, с Никифоровой Н.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Башкортостан взыскана задолженность по земельному налогу - 952 395 руб. 34 коп, пени по земельному налогу - 9679 руб. 91 коп, задолженность по налогу на имущество -35 руб, пени по налогу на имущество - 0 руб. 20 коп, в доход городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан взыскана госпошлина в размере 12821 рубль 10 копеек.
Не согласившись с решением суда, представитель Никифоровой Н.Н. - Чулин М.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что суд не применил закон, подлежащий применению, ст.5 НК РФ, которая устанавливает, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу. Налог должен уплачиваться за время фактического владения вещью, имеющей определенные характеристики как вид разрешенного использования, что отражается на размере кадастровой стоимости.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав представителя Никифоровой Н.Н. - Чулина М.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФНС России по РБ Яхина Р.Ф, представителя МИФНС России N3 по РБ Ибрагимову А.Р, возражавшего удовлетворению жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу положений ст. ст. 218, ст. 227 КАС Российской Федерации признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах - пункт 1 статьи 45 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог - п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, по состоянию на 28 ноября 2014 года Никифоровой Н.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером N N.., разрешенное использование - торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей (более 650 кв.м. торговой площади), общей площадью 8638 кв.м. с кадастровой стоимостью 67 496 989,72 руб.
27 апреля 2015 года вид разрешенного использования земельного участка был изменен на - сады, огороды, палисадники, кадастровая стоимость установлена в размере 668599,12 руб.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года составила 67496989,72 руб, вид разрешенного использования - торговые центры и магазины в капитальных зданиях, рассчитанные на большой поток посетителей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка 12 ноября 2014 года.
В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков, в 2016г. был произведен перерасчет земельного налога за 2015 год. Сумма, начисленная по земельному налогу за 2016г. составила 1018679 руб, сумма налога, с учетом переплаты 60071,66 руб, составила 958607,34 руб. По состоянию на 09 июля 2018 года в связи с уменьшением сумма налога 15 февраля 2018 г. сумма к уплате составила 952395,34 руб.
Поскольку Никифоровой Н.Н. несвоевременно не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2015г. административному истцу начислены пени за период с 02 декабря 2017 г. по 17 декабря 2017 г. в сумме 4190,54 руб, за период с 18 декабря 2017 г. по 23 января 2018г. в сумме 9103,31 руб, в связи с частичным уменьшением пени в сумме 3613,94 руб, оставшаяся сумма пени к уплате составила 9679,91 руб.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Башкортостан в адрес Никифоровой Н.Н. направлены: 27 сентября 2016 года налоговое уведомление N.., содержащее расчет земельного налога, 20 сентября 2017 года налоговое уведомление N.., содержащее перерасчет земельного налога, 05 февраля 2017 г. требование N... об уплате недоимки в размере 595 руб, пени в размере 12,89 руб, 24 января 2018 г. требование N 2 об уплате недоимки в размере 958642, 34 руб, пени 9767,0 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 9 по г.Стерлитамак Республики Башкортостан от 12 апреля 2018 года отменен судебный приказ от 06 апреля 2018 года о взыскании с Никифоровой Н.Н. задолженности по налогам.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Никифоровой Н.Н, взыскав с указанного лица задолженность по земельному налогу - 952 395 руб. 34 коп, пени по земельному налогу - 9679 руб. 91 коп, задолженность по налогу на имущество - 35 руб, пени по налогу на имущество - 20 коп, поскольку оспаривание решение административного ответчика принято в пределах предоставленных законом полномочий и соответствует требованиям налогового законодательства Российской Федерации,
С приведенными выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с письмом Минфина России от 14 апреля 2017 года N... и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2017 года N... разъяснениями о расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться в целях исчисления земельного налога только со следующего налогового периода (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Положения статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, не регулировали порядок исчисления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода.
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применялась налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 1 статьи 391 дополнен абзацем следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости".
Между тем указанные дополнения согласно ч. 4 ст. 9 названного Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01 января 2018 г.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в текущем налоговом периоде (2015 год) в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2017 года N 212-О, из которой следует, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Такое правовое регулирование не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу и не выходит за пределы предоставленных федеральному законодателю дискреционных полномочий.
Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за 2015 год вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода отсутствуют.
Ссылка в апелляционной жалобе о применении к спорным правоотношения статьи 5 Налогового кодекса российской Федерации, основано на неверном понимании приведенной правовой нормы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Судебная коллегия, проверяя довод апелляционной жалобы, установила, что действие пункта 1 статьи 391 НК РФ, на который ссылается Никифорова Н.Н, введенной Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 г.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, не могут быть признаны обоснованными, поскольку.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции. Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановилзаконное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307 - 309 КАС РФ судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Никифоровой Н.Н. - Чулина М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи: Ф.С. Гаиткулова
Л.Г. Гибадуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.