Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Сагетдиновой А.М, Хакимова А.Р,
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Каримовой М.Ш. на решение Октябрьского городского суда РБ от 03 сентября 2018 года по иску Каримовой М.Ш. к Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о признании решения и бездействия незаконными.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, объяснение представителя Администрации ГО г.Октябрьский РБ Муртазиной Е.В, судебная коллегия
установила:
Каримова М.Ш. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Октябрьский РБ о признании решения и бездействия незаконными. В обоснование иска указала, что 28 июня 2011 года выдан акт N64 выбора земельных участков, расположенных в адрес, с кадастровыми номерами N.., N.., N... в целях согласования намеченных проектных решений, технических условий при присоединении к инженерным сетям и коммуникациям. Также для строительства производственных помещений выдан акт выбора земельного участка N66 от 28 июня 2011 года. 24 февраля 2015 года письмом N36-2016 ответчиком дано извещение о возможности предоставления указанного земельного участка и утверждения границ места размещения объекта. В 2015 году подготовлены проектные документы, произведены затраты по формированию земельного участка. В последующем ответчик в выдаче разрешительной документации на спорные земельные участки отказал по причине необходимости оформления прав на земельный участок на торгах в связи с изменившимся земельным законодательством.
Письмом ответчика от 27 марта 2018 года N1962 в удовлетворении заявления было отказано по причине смены законодательства и порядка оформления прав на земельные участки, необходимости прохождения процедуры торгов.
Истец считает отказ незаконным и необоснованным, просила признать незаконным решение администрации ГО г.Октябрьский РБ от 27 марта 2018 года, выраженное в отказе в оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки; признать незаконным бездействие Администрации ГО г.Октябрьский РБ, выраженное в уклонении от предоставления в аренду земельных участков истцу; обязать принять решение о предоставлении земельных участков в аренду.
Решением Октябрьского городского суда РБ от 03 сентября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Каримова М.Ш. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что истцом в соответствии с требованиями статей 30-32 Земельного кодекса РФ, действовавшими в спорный период, приняты меры по прохождению процедуры утверждения акта выбора земельного участка, однако ответчиком не было принято ни положительного, ни отрицательного решения. Выдав акт выбора земельного участка, ответчик был обязан совершить действия по согласованию места размещения объекта, однако этого не сделал, чем нарушил права истца.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из материалов дела следует, что Каримовой М.Ш. на основании заявления от 02 июня 2011 года о предоставлении в аренду земельного участка под строительство производственных помещений в целях согласования намеченных проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям 28 июня 2011 года выдан акт N 64 выбора земельного участка под строительство производственных помещений по адрес, в адрес Республики Башкортостан.
На основании заявления истца 20 февраля 2015 года выдан акт выбора земельного участка N 38 под строительство складов, гаражей, овощехранилища и организацию подъездных путей по адрес в адрес Республики Башкортостан.
Письмом ответчика от 27 марта 2018 года N1962 в удовлетворении заявления истец от 19 марта 2018 года о передаче в аренду земельных участков, расположенных по адресу: адрес РБ, адрес, согласно указанным выше актам выбора земельного участка отказано по причине смены законодательства и порядка оформления прав на земельные участки, необходимости прохождения процедуры торгов.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности решения ответчика об отказе в передаче истцу в аренду спорных земельных участков, в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
В силу ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с нормами ст.30 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Согласно ст.31 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Из материалов дела видно, что истец с заявлением о предоставлении земельных участков в установленный законом 3-летний срок не обратилась, решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающие акты выбора земельных участков, не приняты. Указанный срок истек. Доказательства обратного в деле отсутствуют.Согласно действующему законодательству договор аренды земельного участка заключается на торгах. Кроме того, согласно п.6 ст.30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется на торгах. Установлено, что спорные земельные участки до обращения истца уже были сформированы и поставлены на кадастровый учет, следовательно, подлежали передаче в аренду на торгах.Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит. Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, определила:решение Октябрьского городского суда РБ от 03 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримовой М.Ш. - без удовлетворения. Председательствующий Г.Я. Турумтаева Судьи А. М. Сагетдинова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Митюгов В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.