Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Куловой Г.Р, Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Совета сельского поселения Краснохолмский сельский совет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, Нурисламова И.Ф. на решение Краснокамского межрайонного суда РБ от 11 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я, объяснение представителя Нурисламова И.Ф. - Валиахметова Р.Ф, судебная коллегия
установила:
Прокурор Калтасинского района Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Краснохолмский сельский совет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, Нурисламову И.Ф. о признании решения Совета незаконным.
В обоснование заявления указано, что проведенной прокуратурой района проверкой вскрыты установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с несоблюдением депутатом сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан Нурисламовым И.Ф установленных законом обязанностей, игнорирование требований антикоррупционного законодательства, влекущие утрату доверия. Проверкой установлено, что депутат Нурисламов И.Ф. в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не отразил объект недвижимости в разделе 3.1 и в разделе 5.1 (акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах) сведения, что он является учредителем ООО "Краснохолмский центральный рынок" с 30 декабря 2009 года.
В адрес Совета СП Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ 22 июня 2018 года прокурором внесено представление с требованием о досрочном прекращении полномочий депутата Нурисламова И.Ф. в связи с представлением недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Решением Совета СП Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ от 05 июля 2018 года N287 требование прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Нурисламова И.Ф отклонено.
Бездействие Совета СП Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ по досрочному прекращению полномочий депутата органа местного самоуправления за совершение коррупционного правонарушения нарушает установленный законом принцип противодействия коррупции в виде неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, препятствует пресечению и предупреждению коррупционных правонарушений, которые в соответствии с законом составляют деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции. Бездействием Совета нарушаются интересы Российской Федерации, муниципального района, в связи с чем принятое решение совета СП Краснохолмский сельсовет от 05 июля 2018 N 287 является незаконным, противоречит требованиям федерального законодательства. Решение Совета нарушает права Российской Федерации, которая правовыми актами закрепила принципы противодействия коррупции: законность, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в этой связи реализуется Национальный план противодействия коррупции. В результате принятия незаконного решения также нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей Российской Федерации, на решение вопросов местного значения.
Прокурор просил признать незаконными решение Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район РБ от 05 июля 2018 года N 287 и обязать досрочно прекратить полномочия депутата совета СП Краснохолмский сельсовет избирательного округа N8 Нурисламова И.Ф. за совершение коррупционного правонарушения.
Решением Краснокамского межрайонного суда РБ от 11 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Нурисламов И.Ф. просит решение суда отменить, указывает, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера проводится по решению высшего должностного лица субъекта РФ, которое при выявлении в результате проверки нарушений обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления. Таких решения и заявления в деле не имеется. Представление прокурора к таким документам не относится. Представление прокурора не соответствует закону. Прокурором избран неверный способ защиты прав РФ, поскольку им фактически возложена ответственность на Совет за правонарушение депутата Нурисламова И.Ф.
Совет сельского поселения Краснохолмский сельский совет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан также не согласен с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, указав аналогичные доводы.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Нурисламов И.Ф. является депутатом совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан.
Нурисламов И.Ф. в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не отразил: в разделе 3.1 (недвижимое имущество) находящееся в собственности нежилое здание, расположенное по адресу по адресу: РБ, адресК; в разделе 5.1 (акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах), что он является учредителем ООО "Краснохолмский центральный рынок" с 30 декабря 2009 года.
В адрес Совета СП Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ 22 июня 2018 года прокурором района внесено представление с требованием о досрочном прекращении полномочий депутата Нурисламова И.Ф. в связи с представлением недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Решением Совета СП Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ от 05 июля 2018 года N287 требование прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Нурисламова И.Ф. отклонено.
Суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности и необоснованности решения совета сельского поселения об отказе в досрочном прекращении полномочий истца, иск удовлетворил.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно нормам статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
При выявлении в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Глава Республики Башкортостан обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В случае обращения Главы Республики Башкортостан с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
В соответствии со ст.12.2 указанного закона, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Главе Республики Башкортостан в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
При представлении сведений, указанных в абзаце первом настоящей части, лица, замещающие должности глав муниципальных районов, глав городских округов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, указывают сведения о принадлежащем ему, его супруге (ее супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящей частью, осуществляется по решению Главы Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном приложением 2 к настоящему Закону.
Аналогичные нормы содержатся в Уставе сельского поселения Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ.
Полномочия депутата сельского поселения Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральным законом, в том числе в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно п. 5.1 устава выявление фактов несоблюдения ограничений и запретов, неисполнения обязанностей, установленных вышеуказанными законами, является основанием для прекращения полномочий депутата.
В соответствии с Положением о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ, утвержденного решением Совета от 17 марта 2016 года N 73, депутаты Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют: сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В случае, если депутат обнаружил, что в представленных им сведениях не отражены или не полностью отражены какие-либо данные либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 2 настоящего Положения.
При этом указанным Положением установлено, что в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутаты Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет MP Калтасинский район РБ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, проведенная прокуратурой района проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции выявила, что депутатом совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан Нурисламовым И.Ф. представлены недостоверные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, что является несоблюдением обязанности, установленной ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Прокурором района в адрес Совета внесено представление с требованием о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Нурисламова И.Ф. 05 июля 2018 года Совет сельского поселения в связи с представлением уточненных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отклонил требование прокурора.
Сведений об указанных уточненных справках, дате их представления материалы дела не содержат, доказательств их наличия не представлено.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеуказанные требования закона, признал решение Совета сельского поселения Краснохолмский сельсовет муниципального района Калтасинский район РБ от 05 июля 2018 года N 287 незаконным.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Доводы жалоб о нарушении порядка проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и представления ее результатов в Совет сельского поселения судебной коллегией отклоняются на основании следующего.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ").
В соответствии со ст.24 указанного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, меры прокурорского реагирования на нарушение законодательства, в том числе антикоррупционного, являются непосредственно действующими, не противоречат установленной законом процедуре проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутата представительного органа местного самоуправления и представления результатов в Совет сельского поселения для принятия решения об устранении нарушений закона.
Факт недостоверности указанных сведений сторонами не оспаривался. Следовательно, у Совета сельского поселения имелись достаточные основания прекращения полномочий депутата Нурисламова И.Ф. Однако указанная обязанность Советом вопреки требованиям закона не исполнена.
Суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда в части признания незаконным решения Совета, выразившиеся в отказе досрочного прекращения полномочий депутата и обязании рассмотреть представление прокурора в соответствии с требованиями закона.
Вместе с тем судом ошибочно сделан вывод о досрочном прекращение полномочий депутата.
Обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, законодательство не предусматривают иного порядка решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета.
В данном случае полномочия депутата Совета не могут быть прекращены в судебном порядке. В указанной части решение суда подлежит отмене, исковые требования - отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснокамского межрайонного суда РБ от 11 сентября 2018 года в части досрочного прекращения полномочий депутата совета сельского поселения Краснохолмский сельский совет Нурисламова И.Ф. за совершение коррупционного правонарушения отменить.
В удовлетворении исковых требований прокуратуры Калтасинского района РБ об обязании совета сельского поселения Краснохолмский сельский совет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан досрочно прекратить полномочия депутата совета сельского поселения Краснохолмский сельский совет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан Нурисламова И.Ф. за совершение коррупционного правонарушения отказать.
В остальной части решение Краснокамского межрайонного суда РБ от 11 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации совета сельского поселения Краснохолмский сельский совет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан, Нурисламова И.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
судьи: Г.Р. Кулова
Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья Хайруллин А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.