Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Васильевой Г.Ф, Сагетдиновой А.М.
при секретаре Ганиевой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Нургалина Р.С. на решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 03 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, выслушав объяснения представителя Нургалина Р.С. - Кудерова В.А, представителя ФКУ Военный комиссариат РБ, Военного комиссариата Орджоникидзевского и калининского районов г.Уфы РБ Федосеевой Н.А, судебная коллегия
установила:
Нургалин Р.С. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным отказа военного комиссариата в предоставлении информации о составе комиссии Орджоникидзевского района г.Уфы (основного и резервного) по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, утвержденного на осенний призыв 2017 года, обязании предоставить информацию, указав, что он состоит на военном учете в военном комиссариате Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфы Республики Башкортостан. 24 мая 2018 года он обратился в военный комиссариат с заявлением о предоставлении персонального состава комиссии (основной и резервный) по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, утвержденный на осенний призыв 2017 года. Информация о составе комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан непосредственно затрагивает его права и свободы, так как именно этот состав комиссии в осенний призыв 2017 года освидетельствовал его, как гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Реализуя конституционное право, он обратился с заявлением о предоставлении указанной информации. 04 июня 2018 он получил письменный отказ в предоставлении информации. Исходя из отказа военного комиссара, Нургалин Р.С. не имеет права знать фамилии врачей, которые его освидетельствовали. Истец считает такие выводы незаконными. Каждый гражданин, проходящий медицинское освидетельствование, имеет право знать, какой врач проводит в отношении него медицинское освидетельствование, знать его фамилию, специальность. Отказ в предоставлении информации нарушает право истца на доступ к информации, непосредственно затрагивающей его свободы.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 03 августа 2018 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Нургалин Р.С. просит решение суда отменить, указывая, что законодательством РФ предусмотрено право граждан получать информацию, затрагивающую их права и свободы. Ограничение права истца на получение информации о составе комиссии по медицинскому освидетельствованию неправомерно нарушает его права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из материалов дела следует, что 24 мая 2018 года Нургалин Р.С. обратился в военный комиссариат Орджоникидзевского района г.Уфы РБ с заявлением, где просил сообщить ему персональный состав комиссии Орджоникидзевского района г.Уфы РБ (основной и резервный) по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, утвержденный на осенний призыв 2017 года. Информация о составе комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан непосредственно затрагивает его права и свободы, так как именно этот состав комиссии в осенний призыв 2017 года освидетельствовал его, как гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Согласно ответу военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфы РБ от 01 июня 2018 года Нургалину Р.С. отказано в предоставлении информации, поскольку военный комиссариат не вправе раскрывать сведения о субъектах персональных данных, предоставлять третьим лицам письменную информацию о врачах-специалистах, привлекаемых к работе по медицинскому освидетельствованию граждан.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности отказа в предоставлении информации, в иске отказал.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном ст.61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В силу ст.5.1 Федерального закона N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" граждане в связи с исполнением воинской обязанности проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123, организация медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В силу пункта 3 указанного положения функции по организации медицинского освидетельствования осуществляет призывная комиссия, функции по проведению медицинского освидетельствования осуществляют врачи-специалисты, привлекаемые для этих целей.
Сведения о составах призывных комиссий в Республике Башкортостан являются общедоступными и публикуются на официальном сайте Главы Республики Башкортостан в разделе "Документы".
В силу пунктов 1,2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого дается заключение об их годности к военной службе.
Порядок организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу определен в приложении N31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утв. приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663"), пунктом 6 которого предусматривается доведение до граждан, прибывших на заседание призывной комиссии, персонального состава призывной комиссии, результаты медицинского освидетельствования с итоговым заключением о категории годности к военной службе и принятое решение.
Установлено, что Нургалину Р.С. указанная выше предусмотренная законом информация предоставлена - выдана выписка из решения призывной комиссии Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ от 04 декабря 2017 года (протокол N44/11/777) со сведениями о персональном составе призывной комиссии, итоговым заключением о категории годности к военной службе и принятом решении.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, вносящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно ст.5 указанного закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Нормы ст.6 данного закона предусматривает случаи, когда допускается обработка персональных данных: 1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; 2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей; 3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; 3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта); 4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; 5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; 6) обработка персональных данных
необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; 7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; 8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных; 9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных; 10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных); 11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст.7 названного закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных (ст.9 закона).
Статья 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает создание информационных систем в сфере здравоохранения, осуществляющих сбор, хранение, обработку и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.
В целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, которая включает в себя, в том числе, сведения о медицинских организациях, за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
При осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (далее - персонифицированный учет). При ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных (ст.92 вышеназванного закона).
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.6 ст.11 вышеназванного закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Анализируя приведенные выше нормы права, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что запрашиваемая Нургалиным Р.С. информация носит конфиденциальный характер, ее непредоставление истцу не нарушает его прав и законных интересов. Доказательства обратного в деле отсутствуют. В связи с чем доводы жалобы о нарушении прав и законных интересов истца являются безосновательными и отвергаются судебной коллегией.
Информация, предоставление которой в связи с призывом на военную службу не запрещена законом, Нургалину Р.С. предоставлена, что им не оспаривается. Запрашиваемая же информация о персональном составе комиссии, проводившей медицинское освидетельствование истца, ограничена законом в доступе, целей и оснований запроса такой информации им не предоставлено, согласия в письменной форме субъектов персональных данных (врачей-специалистов медицинской комиссии) на обработку информации о них в деле не имеется.
На основании изложенного, оснований в предоставлении запрашиваемой Нургалиным Р.С. информации не имеется, она не может быть ему предоставлена.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ,
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 03 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нургалина Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи Г.Ф. Васильева
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Чирухина Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.