Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Луковицкой Т.А, Литвиновой И.А.
при секретаре
Передня Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2018 года апелляционные жалобы Долгобородова Вадима Германовича, Посадовского Юрия Тарасовича на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2018 года по гражданскому делу N 2-1946/2018 по исковому заявлению прокурора Кронштадтского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Долгобородову Вадиму Германовичу об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объекту для инвалидов
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н, объяснения представителя прокурора Кронштадтского района Санкт-Петербурга действующего в защиту неопределенного круга лиц - прокурора Санкт-Петербургской прокуратуры Мазину О.Н, представителя ответчика ИП Долгобородова В.Г. - Мусатова СВ, действующего на основании доверенности N 78 АБ 5332306 от 25.07.2018, сроком действия на 1 год, рег. N 78/159-н/78-2018-5-800, представителя третьего лица ИП Посадовского Ю.Т.- Евсюкову О.Н, действующую на основании доверенности N 78 АБ 4256584 от 14.05.2018, сроком действия на 3 года, рег. N 78/250-н/78-2018-3-984, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кронштадтского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе в защиту интересов инвалидов, обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ИП Долгобородову В.Г, в котором указывает на то, что прокуратурой Кронштадтского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов, в части обеспечения доступной среды в деятельности кафе-кондитерская "Север" по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, пр.Ленина, д. 28, лит.А. Помещение кафе-кондитерской не в полной мере отвечает требованиям доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, не обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, в связи с чем ответчику внесено представление N 07-01/1-2016-121 от 28.06.2016 об устранении выявленных нарушений. В ходе проведения 14.09.2017 контроля фактического исполнения представления установлено, что нарушения устранены не в полном объеме.
Указывая, что нарушение федерального законодательства - статей 2,15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СНиП "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", статей 4, 6, 46 Градостроительного кодекса РФ, статей 36, 46 Федерального закона "О техническом регулировании", нарушает права неопределенного круга лиц инвалидов на беспрепятственный доступ в помещение кафе-кондитерской "Север", а также на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией РФ, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил обязать ответчика в срок до 01.09.2018 устранить выявленные нарушения требований законодательства путем обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению кафе-кондитерской "Север" по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, пр.Ленина, д. 28, лит. А, в соответствии с СП 59.13330.2012, а именно:
- изменить ширину входной двери в свету не менее 1,2 м, в соответствии с пунктом 5.1.4 СП 59.13330.2012;
-на прозрачных полотнах дверей произвести яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути, в соответствии с пунктом 5.1.5 СП 59.13330.2012;
-произвести окраску дверных наличников или края дверного полотна и ручки в отличные от дверного полотна контрастные цвета, в соответствии с пунктом 5.1.5 СП 59.13330.2012.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2018 исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Судом постановлено обязать ИП Долгобородова В.Г. в срок до 01.09.2018 устранить нарушения требований законодательства путем обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению кафе - кондитерской "Север" по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пр. Ленина, д. 28, лит. А, в соответствии со СП 59.1333.2012, а именно:
-изменить ширину входной двери в свету не менее 1,2 м;
-произвести окраску дверных наличников или края дверного, полотна и ручки в отличные от дверного полотна контрастные цвета.
В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Указным решением суда с ответчика в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ИП Долгобородов В.Г. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части удовлетворения требований, просит его отменить, в удовлетворении иска полностью отказать.
В обоснование жалобы ответчиком указано, что в соответствии с ч.3 ст.26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части
обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств
применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным
объектам и средствам. В свою очередь дом N 28 был введен в эксплуатацию в 1900 году. Следовательно, требование об обеспечении доступа инвалидов - колясочников в помещения указанного дома могут быть предъявлены только после проведения в этом доме реконструкции или модернизации. Свод правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", также распространяется на проектирование вновь возводимых объектов или объектов, подлежащих реконструкции, при этом возможность приспособления для нужд маломобильных групп населения зданий, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, необходимо согласовывать с органами по охране памятников культуры (п. 1.5 СП). Также приспособление объекта для нужд маломобильных групп населения не должно ущемлять жизнедеятельность других групп населения (п. 1.6. СП). Документы, подтверждающие соответствие требований и предложений истца указанному нормативному акту ответствуют: нет согласования (заключения) с органами КГИОП и Комитетом по градостроительству и архитектуре, местными органами социальной защиты, общественными организациями инвалидов. За счет поднятия культурного слоя отметка пола внутри помещения находится ниже уровня пешеходной зоны, поэтому внутри помещения имеется ступенька высотой 15 см. Для проезда инвалидной коляски внутрь помещения необходимо устройство пандуса, которое сделает помещение непригодным для использования, так как пандус и поворотная площадка будут занимать почти всю площадь торгового зала. Указывает, что для обслуживания маломобильных групп населения имеется кнопка вызова персонала на входной двери на высоте 90 см. от уровня пешеходной зоны.
Окраска дверного полотна, обвязки, элементов наружной двери в здании производится только в соответствии с колерным бланком КГА, который является единым для всех элементов фасада (Правила благоустройства территории Санкт-Петербурге, утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года N 961 раздел 8 и ст. 201 Закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" от 31.05. 2010 N273-70).
В апелляционной жалобе третье лицо ИП Посадовский Ю.Т. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части удовлетворения требований истца, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь в обоснование жалобы на те же доводы, что ответчик.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ИП Долгобородов В.Г, занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пр. Ленина, д. 28, лит. А, 1-й этаж, пом. 2-Н, кадастровый номер 78:34:10329:0:4:1, общей площадью 58,7 кв.м, которое использует для размещения кафе-кондитерской "Север".
Указанное нежилое помещение предоставлено ответчику на основании договоров аренды, заключенных с ИП Посадовским Ю.Т, в том числе N 04/14 от 17.12.2014, N 04/2015от 17.12.2015, N 03/2017от 02.01.2017.
28.06.2016 прокурором Кронштадтского района Санкт-Петербурга ИП Долгобородову В.Г. внесено представление N 07-01/1- 2016-121, в котором указано на необходимость принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий ими способствующих, в том числе указано в нарушение пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012 - ширина входной двери в свету не соответствует нормативу (не менее 1,2 м), в нарушение пункта 5.1.5 СП 59.13330.2012 - на прозрачных полотнах дверей не предусмотрена яркая контрастная маркировка высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенная на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; дверные наличники или края дверного полотна и ручки не выкрашены в отличные от дверного полотна контрастные цвета.
В ответе N 18 от 21.06.2016 на представление ответчик частично признал обоснованность указаний прокурора, в том числе обязался в течение месяца собрать соответствующий пакет документов и обратиться в КГИОП с уведомлением о возможности перекрашивания дверей в рекомендуемые контрастные цвета (дверные наличники, края дверного полотна и ручки).
При повторной проверке помощником прокурора Кронштадтского района Санкт-Петербурга 14.09.2017 установлено, что входная дверь не соответствует нормативу (инвалидная коляска не пройдет в проеме), дверные наличники края дверного полотна и ручки не перекрашены (документы в КГИОП не направлены).
В ответе N 18 от 26.09.2017 ответчик заявил возражения против требований прокурора, в том числе указал на отсутствие возможности изменять существующие проектные конструкции входных дверей и окон в связи с нахождением помещения в зоне 0З 1-1, а также указал на обязательство в течение одного месяца собрать соответствующий пакет документов и обратиться КГИОП с заявлением о возможности перекрашивания дверей в рекомендуемые контрастные цвета (дверные наличники, края дверного полотна и ручки).
Разрешая заявленный спор, суд, исходя из того, что наличие нарушений подтверждается материалами дела, в свою очередь ответчик, как арендатор спорного нежилого помещения обязан обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, возложил на ответчика обязанность изменить ширину входной двери в свету не менее 1,2 м, произвести окраску дверных наличников или края дверного полотна и ручки в отличные от дверного полотна контрастные цвета в определенные сроки.
При этом, суд отказал в удовлетворении требований истца об обязании произвести яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути, в соответствии с пунктом 5.1.5 СП 59.13330.2012 на прозрачных полотнах дверей, принимая во внимание, что требования пункта 5.1.5 СП 59.13330.2012 исполнены ответчиком.
Решением суда в указанной части не обжалуется сторонами.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения в части возложения обязанности на ответчика произвести окраску дверных наличников или края дверного полотна и ручки в отличные от дверного полотна контрастные цвета, поскольку оно соответствует нормам действующего законодательства, а согласование проведения данных работ, за которым ответчик уже, как следует из материалов дела, обращался в соответствующий орган, относится к исполнению судебного акта.
В то же время судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционных жалоб в части отмены решения суда об обязании изменить ширину входной двери в свету не менее 1,2 м.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с требованиями п. 5.1.4 Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Дом, в котором находится нежилое помещение, имеет 1900 год постройки, то есть не является вновь вводимым в эксплуатацию домом, равно как и прошедшим реконструкцию, модернизацию.
В свою очередь как усматривается из материалов дела, ответчиком приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, а именно имеется кнопка вызова персонала на входной двери на высоте 90- см от уровня пешеходной зоны.
Судебная коллегия в пределах доводов апелляционных жалоб не находит оснований для отмены или изменения принятого судом решения в остальной части.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2018 отменить в части обязании ответчика изменить ширину входной двери в свету не менее 1,2 м. В удовлетворении данного требования - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.