Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Петровой Ю.Ю, Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Кузнецовой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2018 года гражданское дело N 2-2188/2018 по апелляционной жалобе Магомедова Магомеда Магомедрагимовича на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2018 года по иску Магомедова Магомеда Магомедрагимовича к Главному управлению МЧС Росси по Санкт-Петербургу о восстановлении нарушенного жилищного права.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А, объяснения истца Магомедова М.М, его представителя Долженко Л.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ГУ МСЧ России по Санкт-Петербургу - Шабановой Я.С, возражавшей против доводов апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Магомедов М.М. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2017 года о внесении изменений в очередность предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилья сотрудников ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении истца, восстановить истца и членов его семьи в приоритетной очереди по получению единой социальной выплаты для приобретения жилья ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с 12 декабря 2013 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2017 года ему и членам его семьи изменен номер очереди и дата постановки на учет для получения финансовых средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета (ЕСВ). Истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным, поскольку перед постановкой на учет он предоставил все необходимые документы, в том числе и сведения об отсутствии у него и членов его семьи жилья на праве собственности. До внесения изменений в дату постановки на учет, номер его очереди соответствовал первому.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 20187 года в удовлетворении исковых требований Магомедова М.М. отказано.
В апелляционной жалобе истец Магомедов М.М. просит решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2018 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Магомедов М.М. является старшим прапорщиком внутренней службы, помощником начальника караула 18 ПЧ ФГКУ "8 отряд ФПС по Санкт-Петербургу".
Согласно выписке из протокола N 2/2014 от 24 марта 2014 года решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по СПб, истец в составе семьи из 4 человек: он, жена М.Р., дочь М.К.М, 2005 года рождения, дочь М.Р.М, 1995 года рождения, принят на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12 декабря 2013 года.
Согласно выписке из протокола N 10/2015 от 31 декабря 2015 года решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по СПб внесены изменения в учетные данные в части состава семьи: в очередь включена дочь истца М.И.М, 2015 года рождения, и состав семьи изменен с 4 до 5 человек.
Согласно выписке из протокола N 4/2016 от 16 августа 2016 года решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по СПб, дочь истца М.Р.М, 1995 года рождения, исключена из состава семьи истца в связи с достижением совершеннолетия, состав семьи истца изменен до 4 человек, отказано в выплате единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 23 Постановления Правительства РФ N 369 от 24 апреля 2013 года.
Согласно выписке из протокола N 14/2017 от 25 декабря 2017 года, решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по СПб, с 25 декабря 2017 года пересмотрена очередность постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с датой приложенных к рапорту (заявлению) документов, а именно, установлена дата постановки на учет по дате выдачи крайнего документа, приобщенного к учетному делу, в связи с чем решено считать Магомедова М.М. принятым на учет с 27 декабря 2013 года.
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, истец указал, что до внесения изменений в дату постановки на учет, номер его очереди соответствовал первому; при постановке на учет он предоставил все необходимые документы, в том числе, сведения об отсутствии у него и членов его семьи жилья на праве собственности. Истец полагает, что при постановке на учет имеет значение дата подачи заявления о постановке на учет, а не дата получения выписки из ЕГРН об отсутствии в собственности жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец указал, что решение жилищной комиссии от 16 августа 2016 года, в соответствии с которым его дочь М.И.М, 1995 года рождения, исключена из состава семьи истца по причине достижения совершеннолетия, он не обжаловал, в настоящее время обжалует только решение комиссии об изменении даты постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2017 года.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, в силу следующего.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2013 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в поименованных выше учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Порядок предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам ФПС ГПС МЧС России регламентирован и определяется Приказом от 14 января 2015 года N 6 "Об утверждении порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральное противопожарной службы государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с которым комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, созданными в целях рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с п. 9 Приказа датой принятия сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты считается дата регистрации рапорта (заявления) и приложенных к нему документов структурными подразделениями территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России, на которые возложены функции по ведению делопроизводства.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены сотрудником к заявлению о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты. Отсутствие одного из указанных документов влечет отказ в постановке на учет.
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
При этом органам ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Из изложенного следует, что ранее представления всех документов, подтверждающих право на постановку на учет, решение о постановке на учет принято быть не может.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что 12 декабря 2013 года истцом был подан рапорт о принятии истца и членов его семьи на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительства жилого помещения с приложениями в виде документов полученных истцом до указанной даты и предоставленных одновременно. При этом, выписка из домовой книги по адресу регистрации супруги истца и выписке из ЕГРП в отношении прав истца и членов его семьи о наличии или отсутствии сведений о правах на объекты недвижимости датированы 27 декабря 2013 года, в связи с чем не могли быть предоставлены ранее, в том числе 12 декабря 2013 года одновременно с подачей рапорта о постановке на учет, и были предоставлены не ранее указанной в них даты (27 декабря 2013 года). При этом, до подачи документов по перечню, который является закрытым, рассмотреть вопрос и принять решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ комиссия не могла по причине отсутствия полных данных об обеспеченности истца и членов его семьи в жилом помещении. В отсутствие выписки из ЕГРП (о правах на объекты недвижимости отдельного лица) комиссия не могла решить вопрос о нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (право истца на получение ЕСВ как лица, уволенного с Государственной противопожарной службы, не оспаривается в соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Таким образом, сам по себе факт подачи и регистрации рапорта о постановке на учет истца и членов его семьи 12 декабря 2013 года без предоставления требуемого пакета документов не свидетельствует о праве быть поставленным на учет в указанную дату, поскольку в противном случае (поскольку срок предоставления полного пакета документов не поставлен в зависимость от даты регистрации рапорта) жилищная комиссии не смогла бы реализовать свое право и исполнить обязанность, закрепленные п. 5 Правил в части сроков принятия решения постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Также не может быть принят во внимание довод истца о том, что ответчиком нарушены требования, установленные ч. 6 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, поскольку принять решение о снятии с учета или изменении даты постановки на учет орган, поставивший гражданина на учет, должен в течение 30 дней с момента выявления обстоятельств, вызвавших изменение даты постановки на учет.
Истец считает, что ответчик знал или должен был знать в момент принятия решения о постановке истца и членов его семьи на учет 12 декабря 2013 года, что не соответствовало требованиям закона, а потому срок для внесения изменений истек 13 января 2014 года.
В материалы дела ответчиком представлен акт проверки деятельности единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 06 декабря 2017 года, согласно которому была проведена проверка правильности принятия на учет сотрудников (граждан) для предоставления финансовых средств, выделяемых за счет средств федерального бюджета для приобретения (строительства) жилого помещения, в ходе которой было выявлено, что истец подал заявление 12 декабря 2013 года, а выписки из ЕГРП датированы 27 декабря 2013 года, т.е. представлены не ранее 27 декабря 2013 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик узнал о допущенных нарушениях в ходе проверки от 06 декабря 2017 года.
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение принято 25 декабря 2017 года, т.е. в 30-дневный срок со дня выявления обстоятельств.
Таким образом, оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2017 года не имеется, поскольку указанное решение не нарушило права истца, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Требования истца о восстановлении истца и членов его семьи в приоритетной очереди на получение единовременной социальный выплаты удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными требованиями от требования о признании решения жилищной комиссии от 25 декабря 2017 года незаконным, в удовлетворении которого отказано.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу жалобе Магомедова Магомеда Магомедрагимовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.