Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Федоровой Г.А. при секретаре Комюстюровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
28 ноября 2018 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития РС (Я) Федоровой Т.Д. на решение Нюрбинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 марта 2018 года, которым по делу по иску Николаева Ивана Андриановича к Отделу опеки и попечительства администрации МР "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) о признании оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности включить в Единый республиканский реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
п о с т а н о в л е н о:
Исковое заявление гражданина Николаева Ивана Андриановича к Отделу опеки и попечительства администрации МР "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) о признании оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и обязании включить в Единый республиканский реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей удовлетворить.
Признать Николаева Ивана Андриановича, _______ года рождения, уроженца с.... оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Обязать администрацию муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) включить в единый республиканский реестр в качестве нуждающимся в обеспечении жилым помещением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А, пояснения представителя ответчика Министерства труда и социального развития РС (Я) Николаевой М.Н, судебная коллегия
установила:
Николаев И.А. обратился в суд с иском к ответчику, указывая на то, что после развода родителей в _______ году по судебному решению остался проживать с отцом Николаевым А.А, который приговором Якутского городского суда РС (Я) от _______ г. был осужден к ******** годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Мать Николаева Р.Н. с _______ года поставлена на учет у врача ********, проходила стационарное лечение в ********. Постановлением главы администрации Нюрбинского района РС (Я) от _______ г. N N... над истцом установлена опека, опекуном назначена Николаева А.А, его родная тетя. После освобождения отца из мест лишения свободы он проходил стационарное лечение в ********, в связи с чем по состоянию здоровья не мог заниматься воспитанием и содержанием истца. Воспитанием и содержанием фактически занималась опекун Николаева А.А. При назначении над истцом опеки, ему было разъяснено о льготах, предусмотренных законом. В _______ году был поставлен на учет лиц, обладающих правом на внеочередное обеспечение жилой площадью. Однако по неизвестным причинам был снят с указанного учета. Полагает свое исключение с учета неправомерным, поскольку нахождение под опекой являлось подтверждением факта оставления его без родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте. В связи с указанными обстоятельствами просил признать себя в период с _______ г. до достижения им 18 лет оставшимся без попечения родителей.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность включить в единый государственный республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Определением Нюрбинского районного суда РС (Я) от 27 февраля 2018 года увеличение исковых требований Николаева И.А. принято.
Из отзыва на исковое заявление представителя ответчика Алексеевой Е.М. усматривается, что исковые требования ответчиком признаются, в связи с чем просили требования истца удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства труда и социального развития РС (Я) Федорова Т.Д. обратилась в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указали, что полномочия по постановке на учет в Единый республиканский реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2016 года переданы Министерству труда и социального развития РС (Я). Следовательно, возложение обязанности о постановке истца на указанный учет на ответчика - администрацию МР "Нюрбинский район" РС (Я) неправомерно, поскольку последняя указанными полномочиями не обладает. В связи с тем, что указанным решением был разрешен вопрос о правах и об обязанностях Министерства, не привлеченного к участию в рассмотрении дела, данное решение подлежит отмене. Указала также на то, что жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений указанной категории граждан предусматривает заявительный характер, кроме того, реализация данного права детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей должна быть осуществлена до достижения ими 23 лет. Поскольку истец не состоял на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, в настоящее время достиг 26 лет, включение его в указанный реестр неправомерно.
Истец и представитель ответчика администрации МР "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В своем исковом заявлении Николаев И.А. просит признать его оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и обязать включить в Единый республиканский реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 09 марта 2016 г. N 972 "О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти РС (Я)" функции Министерства образования РС (Я) в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами на территории РС (Я) переданы были Министерству труда и социального развития РС (Я).
Между тем, Министерство труда и социального развития РС (Я) к участию в деле привлечено не было.
Учитывая, что принятым по делу решением затрагиваются права и обязанности Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), однако к участию в деле судом первой инстанции указанное лицо привлечено не было, судебная коллегия нашла, что допущенное судом нарушение процессуального закона является существенным, и пришла к выводу о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
При разрешении спора судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 145 Семейного кодекса РФ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
В соответствии с п. 6 ст. 145 Семейного кодекса РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае в том числе болезни родителей, длительного отсутствия родителей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В соответствии с п. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Из материалов дела судом установлено, что брак между родителями истца - Николаевым А.А. и Николаевой Р.Н. решением Нюрбинского районного суда от _______ года расторгнут (л.д. 25).
Установлено, что мать Николаева Р.Н. состоит на учете у ******** по общему заболеванию, является инвалидом 2 группы бессрочно, что подтверждается справкой ******** от 17.01.2018 г. (л.д. 18).
Отец - Николаев А.А. приговором Якутского городского суда РС (Я) от _______ года осужден по ч. ******** ст. ******** УК РФ к ******** годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Якутского городского суда РС (Я) от _______ г. Николаев А.А. освобожден от дальнейшего отбывания наказания условно-досрочно на не отбытый срок 2 года 3 месяца 3 дня (л.д. 29). После освобождения с 2004 года по 2016 года проходил лечение в ******** (л.д. 17).
Постановлением и.о. главы администрации Нюрбинского улуса РС (Я) от 14 ноября 2000 г. N 150 истцу установлена опека, назначен опекун Николаева А.А. (родная тетя истца).
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности установления утраченных документов.
Принимая во внимание, что в _______ году истцу по достижении им 8 лет была установлена опека и назначен опекун, что подтверждается постановлением уполномоченного органа, что не оспаривалось ответчиком, установление данного факта судом не требуется. Данное обстоятельство не оспаривается и Министерством труда и социального развития РС (Я), в связи с чем данное исковое требование Николаева Н.А. удовлетворению не подлежит.
Из искового заявления судебной коллегией установлено, что Николаев И.А. фактически оспаривает исключение его из единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я). Следовательно, судебной проверке подлежит лишь указанное обстоятельство.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" до 07.01.2013 г. определялся Законом Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 г. 225-З N 457-III (ред. от 29.03.2012 г, с изм. от 04.09.2012 г.) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)", далее Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 г. 1154-З N 1201-IV (ред. от 15.06.2016 г.) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из выписки из реестра администрации МО "Город Нюрба" от 12.02.2018 г. следует, что Николаев И.А. состоит на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий под N 13 от 08.11.2005 г. (л.д. 31).
Учитывая, что право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Николаевым И.А. в _______ году обращением с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принятием его в том же году на соответствующий учет, то есть до 01 января 2013 г, т.е. до момента вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, к возникшим правоотношениям применяются положения статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено истцу по договору социального найма.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 06.05.2014 г. N 51-КГПР14-1, обратившись в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представив документы о составе семьи и об отсутствии жилья в собственности или пользовании, заявитель тем самым реализовал свое право на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, правовое значение для определения основания, на котором будет предоставлено жилое помещение, имеет дата обращения лица с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, поскольку истец был первоначально поставлен на учет в _______ году, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов истца и считает их подлежащими удовлетворению.
Доводы Министерства труда и социального развития РС (Я) о том, что истец не состоял на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений для обеспечения его вне очереди как сирота, им не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у него указанного права, судебная коллегия находит несостоятельными.
Федеральным законом N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8).
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) формирует единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявления о включении указанных детей в реестр в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту жительства указанных детей в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований для предоставления им жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заявления о включении в реестр также могут представить в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в реестр соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет (части 2 и 3 ст. 3 Закона РС (Я).
Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение 15 рабочих дней со дня представления всех документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр, готовит заключение, содержащее вывод о включении в реестр или об отказе во включении в реестр (часть 6 ст. 3 Закона РС (Я).
Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление о включении в реестр с приложенными документами в уполномоченный орган, который в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о включении в реестр или об отказе во включении в реестр (части 7 и 8 ст. 3 Закона РС (Я).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц (часть 1 ст. 4 Закона РС (Я)).
Как видно из выписи из реестра, представленного в материалы дела, Николаев И.А. с ноября _______ года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Нюрбинском улусе, в период нахождения под опекой с _______ г. по _______ г. был зарегистрирован и проживал по месту жительства опекуна Николаевой А.А. -.., г..., ул..., д..., кв.... В настоящее время также проживает в...
Следовательно, поскольку истец по вопросу обеспечения жилым помещением обратился в администрацию Нюрбинского района, то есть по месту жительства, у суда имеются основания для включения истца в данный реестр.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нюрбинского районного суда РС (Я) от 05 марта 2018 года по делу по иску Николаева Ивана Андриановича к Отделу опеки и попечительства администрации МР "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности включить в Единый республиканский реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о т м е н и т ь, принять по делу н о в о е решение.
Требования Николаева Ивана Андриановича удовлетворить частично.
Возложить на Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) обязанность включить Николаева Ивана Андриановича, _______ года рождения, уроженца с.... в единый республиканский реестр в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В остальной части исковых требований отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: Г.А. Федорова
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.