Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Богатыревой Л.А,
с участием прокурора Никифоровой М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 03 сентября 2018 года по делу по иску прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия, которым
постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию МО "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - Комплектной трансформаторной подстанции 250 кВА "Старт 2" и воздушной линии электропередачи - 0,4 кВ, расположенных в.., города Мирный, Республики Саха (Якутия).
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО "Город Мирный" Мирнинского района РС(Я), которым просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - Комплектной трансформаторной подстанции 250 кВА "Старт 2" и воздушной линии электропередачи - 0,4кВ, расположенных в... города Мирный Республики Саха (Якутия).
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также отсутствие доказательств. Считает, что обязанность по выявлению и признанию объектов электросетевого хозяйства бесхозяйным с последующей передачей на обслуживание сетевой организации должна быть возложена на ПАО "Якутскэнерго".
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, с ходатайством об отложении по уважительным причинам не обратился, судебная коллегия с учетом ст. 167, 327 ГПК РФ рассматривает дело без его участия.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на территории города Мирный Республики Саха (Якутия), в.., расположены объекты электроэнергетики - Комплектная трансформаторная подстанция 250 кВА "Старт 2" (далее - КТП) и воздушная линия электропередачи - 0,4 кВ, присоединенные к подстанции "Северная".
Из информации Западных электрических сетей ПАО "Якутскэнерго" от 26.03.2018 следует, что объекты электроэнергетики, в том числе Комплектная трансформаторная подстанция 250 кВА "Старт 2" и воздушная линия электропередачи - 0,4 кВ, присоединенные к подстанции "Северная", являются бесхозяйными, по данным объектам имеется возможность обрушения и падения конструкций и BJI-0,4 кВ, информации по обслуживающей организации, в чей собственности либо на балансе также информации нет. По данным объектам Администрацией МО "Город Мирный" ведется работа по признанию их бесхозяйными и принятию на баланс.
Из информации Мирнинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по РС(Я) от 26.06.2018 г. следует, что сведения о праве собственности на объекты, в том числе КТП "Старт 2" и воздушные линии электропередачи 0,4 кВ, расположенные в районе... г.Мирный, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", который содержит перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения, в том числе по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.
Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиолинейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
В силу ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может является единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений, и иных линейных объектов (линии электропередач), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.
Воздушная линия электропередач является недвижимым имуществом, поскольку является индивидуально определенной вещью, имеет неразрывную связь с землей и перемещение данного объекта может привести к несоразмерному ущербу его назначения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что недвижимое имущество является бесхозяйным, поскольку регистрация права не произведена и собственник не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ст. 210 ГК РФ установлено, что бремя содержания имущества возложено на собственника.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу вышеуказанной нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что ст. 225 ГК РФ не предусматривает передачу бесхозяйных объектов помимо воли муниципальных образований, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются необоснованными.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке учет бесхозяйного имущества, поскольку данная обязанность предусмотрена п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава МО "Город Мирный" к вопросам местного значения отнесена организация в границах образования электроснабжения и обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
Доводы жалобы о том, что государственная регистрация объектов недвижимости является правом, а не обязанностью правообладателя подлежат отклонению.
Системное толкование указанных выше норм подлежит применению в совокупности с иными нормами, в том числе с ч.5 ст.51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п.2 и 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципальной собственности и свидетельствует об обязанности органа местного самоуправления принимать меры по упорядочиванию учета бесхозяйных объектов недвижимости, по которым не установлены собственники или иные законные владельцы, и закреплению прав муниципальных образований на такие объекты.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 333, ст. 326 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 03 сентября 2018 года по делу по иску прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о понуждении совершить определенные действия оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Дьяконова З.С.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.