Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Богатыревой Л.А,
с участием прокурора Никифоровой М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Мирнинского районного суда от 03 сентября 2018 года по делу по иску прокурора г.Мирного к администрации МО "г. Мирный" Мирнинского района о понуждении совершить определенные действия, которым
постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию МО "г.Мирный" Мирнинского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - комплектной трансформаторной подстанции ******** и воздушной линии электропередачи 0.4 кВ, расположенных в районе.., РС(Я).
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Мирный в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО "г.Мирный" о возложении обязанности поставить объекты электроэнергетики на учет как бесхозяйное имущество. В обоснование заявленных требований, указал, что по адресу: РС (Я),.., имеется бесхозяйное имущество - комплектная трансформаторная подстанция ******** и воздушная линия электропередачи 0,4 кВ, присоединенная к подстанции "Северная", ячейке N6 ВЛ-10 кВ ф. "Гаражи" правая (ЗЭС). Сведения о правообладателях отсутствуют. Муниципальное образование не принимает мер по постановке данного объекта электроэнергетики на учет в качестве бесхозяйного имущества с последующим оформлением права собственности, что создает бесконтрольность при эксплуатации объекта и может привести к серьезным последствиям в виде аварий, к отсутствию надлежащего электроснабжения в городе, причинению ущерба физическим и юридическим лицам.
Просил суд возложить на администрацию МО "г.Мирный" обязанность поставить на учет как бесхозяйное имущество объекты электроэнергетики.
Судом вынесено указанное решение. В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить его ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права. Указывает, что ПАО "Якутскэнерго" обладает статусом собственника объектов электроэнергетики на территории республики, что судом не учтено. Полагает, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" электроснабжение населения относится к вопросам местного значения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.16 указанного закона муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.
На основании ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно п.10.1 ст.1 ГрК РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.
Соответственно, линии электропередач в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, является объектами недвижимости.
Судом установлено, что по результатам проведенной прокуратурой г.Мирного проверки выявлены бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры: комплектная трансформаторная подстанция ******** и воздушная линия электропередачи 0,4 кВ, присоединенная к подстанции "Северная", расположенные по адресу:.., от которой осуществляется электроснабжение гаражно-строительных кооперативов.
Данное обстоятельство подтверждается актом энергоинспекции ПАО "Якутскэнерго" от 06 июля 2018г.
Указанный объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для населения города, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.
Сведения о собственниках в регистрирующем органе отсутствуют, информации об обслуживающей организации не имеет, в реестр муниципальной собственности не внесен, на балансе ПАО "Якутскэнерго" не находится.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что указанный прокурором объект в силу прямого указания закона является муниципальной собственностью и расположен в административной границе г.Мирного, в связи с чем ответчик обязан принять его в муниципальную собственность, включив в реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности. Такой вывод суда правильный.
Так, п.1 ст.225 ГК РФ определяет понятие бесхозяйной вещи, которой является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, непризнанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п.3 ст.225 ГК РФ).
Включение объектов инженерной инфраструктуры в реестр муниципальной собственности позволит исключить бесконтрольное состояние спорных объектов и создаст условия для беспрепятственного обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения населения.
Непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе и в виде нарушения конституционных прав граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, изложенные в ней доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, они не опровергают правильность сделанных судом выводов и по существу основаны на субъективном толковании заявителем норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что государственная регистрация объектов недвижимости является правом, а не обязанностью правообладателя подлежат отклонению.
Системное толкование указанных выше норм подлежит применению в совокупности с иными нормами, в том числе с ч.5 ст.51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п.2 и 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципальной собственности и свидетельствует об обязанности органа местного самоуправления принимать меры по упорядочиванию учета бесхозяйных объектов недвижимости, по которым не установлены собственники или иные законные владельцы, и закреплению прав муниципальных образований на такие объекты..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирнинского районного суда от 03 сентября 2018 года по делу по иску прокурора г.Мирного к администрации МО "г. Мирный" Мирнинского района о понуждении совершить определенные действия оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.