Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н.,
судей Федоровой Г.А, Кычкиной Н.А,
при секретаре Комюстюровой А.А,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2018 года, которым
по делу по иску Щербина А.С. к Администрации муниципального образования "Усть-Янский район" об оспаривании решения комиссии, признании права на получение жилищной субсидии
постановлено:
В исковом заявление Щербине А.С. о признании решения общественной комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера от 08.07.2013 г. - незаконным, признать право на получение жилищной субсидии и восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера - отказать.
Заслушав доклад судьи Кычкиной Н.А, судебная коллегия
установила:
Щербина А.С. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования "Усть-Янский район" об оспаривании решения комиссии, признании права на получение жилищной субсидии.
В обоснование иска указывала на то, что с 19 марта 2004 г. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории "пенсионер". В связи с приобретением статуса инвалида ******** с _______ она была переведена из категории "пенсионер" в категорию " _______". _______ она получила уведомление N... об исключении ее из списка граждан, нуждающихся в получении социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений об отсутствии у нее жилья в других регионах, наличием у нее жилья в... Полагала, что решение Комиссии является незаконным, поскольку на момент постановки на учет в категорию "пенсионер" в 2009 г. она предоставила достоверные сведения об отсутствии жилья.
Указывая на то, что неправомерными действиями ответчика нарушено ее право на получение жилищной субсидии, просила суд признать незаконным решение Комиссии об исключении из списка граждан, нуждающихся в получении социальных выплат для приобретения жилья, признать за ней право на получение жилищной субсидии, обязать восстановить ее на учете в категории "инвалид".
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, истец Щербина А.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Доводы жалобы аналогичны требованиям, приведенным в исковом заявлении.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 1 ст. 165.1. ГК РФ, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно преамбуле Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает право на получение субсидий для граждан, выезжающих из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), не имеющих иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели, проживающих по месту жительства в указанных населенных пунктах (статья 1).
Законодатель установилправо граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся населенных пунктов, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, Щербина А.С. с 19 марта 2004 г. на основании решения Комиссии была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию "пенсионеры", с составом семьи 1 человек. При обращении с заявлением она указала об отсутствии у нее жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В связи с приобретением статуса инвалида 2 группы она обратилась к ответчику с заявлением о переводе ее в другую категорию. Решением Комиссии (протокол N... от _______) на основании личного заявления Щербина А.С. была переведена в категорию "инвалиды 1-2 группы и инвалиды с детства" без изменения даты постановки на учет при переводе в другую категорию.
Решением Комиссии (Протокол N... от _______) Щербина А.С. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, наличием в собственности жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу:...
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 28 января 2009 г. наследником имущества Щербины И.П, умершего _______, является Щербина А.С. Наследственное имущество состоит из ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 51,9 кв.м, находящийся по адресу:.., а также ? доли в праве общей долевой собственности на 3-х комнатную квартиру, расположенную по адресу:...
Согласно Свидетельствам о государственной регистрации права от 24.08.2009, право собственности Щербина А.С. на указанный выше жилой дом и земельный участок было зарегистрировано 24 августа 2009 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Щербина А.С. на момент перевода в категорию "инвалид" являлась собственником жилого помещения в.., и не относилась к категории граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, соответственно, не должна была состоять на учете таких лиц и обоснованно снята ответчиком с регистрационного учета в связи с предоставлением недостоверных сведений об отсутствии у нее жилых помещений за пределами Республики Саха (Якутия).
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Щербина А.С. коллегия находит законным и обоснованным, основанным на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно Приложению N 1 к Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 879 от 10 декабря 2002 года (далее - Положение о регистрации и учете), в заявлении о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, заявитель указывает о наличии/отсутствии у гражданина и членов его семьи иных жилых помещений на территории Российской Федерации (жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), либо о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно п.п. "в" п. 21 Положения выявление в документах, представленных гражданином, претендующим на получение вышеуказанной социальной выплаты, не соответствующих действительности сведений, является основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
При таких обстоятельствах снятие ответчиком Щербина А.С. с учета лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений полностью отвечает требованиям подпункта "в" пункта 21 Положения о регистрации и учете, а также отвечает целям и задачам Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент получения наследства дом требовал капитального ремонта и был непригоден для проживания, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
24 августа 2009 г. было зарегистрировано право собственности Щербина А.С. на жилой дом и земельный участок по адресу:.., следовательно у истца с указанного момента отпали основания для сохранения за ней права состоять на учете.
Факт приобретения жилья означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительном исследовании, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи Г.А. Федорова
Н.А. Кычкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.