Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя административного истца Матвеевой С.К, представителя административного ответчика Ощепковой Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2018 года, которым
по административному делу по административному иску Петрова В.Н. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать незаконным решение Окружной администрации города Якутска N N... от 17 июля 2018 года об отказе Петрову В.Н. в заключении договора аренды земельного участка, кадастровый N.., находящегося по адресу:... (Якутия),...
Обязать Окружную администрацию... заключить с Петровым В.Н. договор аренды земельного участка, кадастровый N.., находящегося по адресу:... (Якутия),...
Взыскать с Окружной администрации города Якутска в пользу Петрова В.Н. судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н, пояснения лиц, участвующих по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петров В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику. В обоснование своих доводов указал, что просил ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка, поскольку постройка на испрашиваемом земельном участке принадлежит истцу на праве собственности. Ответчик незаконно и необоснованно отказал ему в заключении договора аренды земельного участка. Истец просил признать незаконным решение N... -ДИЗО/18 от 17.07.2018 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу:.., кадастровый N... ; обязать Окружную администрацию города Якутска заключить с истцом договор аренды указанного земельного участка, взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Суд вынес вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска со ссылкой на неправильное применение нормы материального права.
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела распоряжением главы Администрации с. Хатассы МО "город Якутск" N... от 13.03.2008 на основании решения земельной комиссии Администрации... МО "... " от 31.05.2006 внесены изменения в списке землепользователей ДСК "Багарах" к распоряжению администрации с.Хатассы N... от 07.08.2006: за N... С. утвержден в списке Петров В.Н. - ДСК "Багарах".., N...
Сведений об отмене, изменении данного распоряжения суду не представлено.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда РС (Я) от 19.09.2017, технической документацией здания от 10.02.2017, актом обследования земельного участка от 19.06.2018 подтверждено, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером N.., расположен объект, возведенный административным истцом.
31.05.2018 административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу:...
17.07.2018 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска письмом N... сообщил, что согласно сведениям из ЕГРН от 04.06.2018 информация о зарегистрированных правах на объект незавершенного строительства и на земельный участок отсутствует, в связи с чем невозможно предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое заявление, исходил из того, что, несмотря на то, что право собственности административного истца на объект незавершенного строительства в установленном законом порядке не зарегистрировано, наличие такого строения является препятствием для объявления торгов в отношении спорного земельного участка. Фактически истец использовал предоставленный земельный участок путем его освоения в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации права истца на объект незавершенного строительства не может являться основанием для отказа в заключении с ним договора аренды.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, считает его законным и обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.20 этого же Кодекса любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Таким образом, отказ от предоставления в аренду земельного участка, на котором расположен данный объект, существенно ограничит права истца в использовании и распоряжении принадлежащим ей имуществом, что не соответствует преследуемым Конституцией Российской Федерации целям, согласно части 3 статьи 55 которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, учитывая, что Петрову В.Н. спорный земельный участок был предоставлен в аренду под дачное строительство в 2008 году полномочным органом - администрацией села Хатассы МО "Город Якутск", истец предпринял меры к его освоению, на земельном участке находится объект незавершенного строительства, основания для предоставления истцу в аренду данный земельный участок имеются.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда и сводятся к несогласию с данным решением, что не может являться основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2018 года по административному делу по административному иску Петрова В.Н. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
С.Н. Сыренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.