Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС(Я) от 09 октября 2018 года, которым по делу по административному исковому заявлению Амбросьевой М.В, Амбросьева В.В. к ДИЗО ОА г. Якутска об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
постановлено:
Признать незаконным решение ДИЗО ОА г. Якутска N... от 20 апреля 2018 года об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:... и обязать повторно рассмотреть заявление Амбросьевой М.В, Амбросьева В.В. о предоставлении земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения истца Амбросьева В.В, представителя истцов Васильевой С.Н, представителя ОА г. Якутска Ощепковой Ю.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просили признать незаконным решение ДИЗО ОА г. Якутска N... от 17 июля 2018 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу:.., с кадастровым N... ; обязать ДИЗО ОА г. Якутска предоставить указанный земельный участок. Считают, что отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на расположение испрашиваемого участка на территории лесных массивов городских лесов и в зоне Т-1 (зона уличной дорожной сети) является необоснованным.
09.10.2018 судом постановлено указанное выше решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе административный ответчик указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права. Настаивает на своей позиции об обоснованности отказа в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что согласно акту обследования древесной растительности участка от 26.09.2018 на участке имеются лесные насаждения. Фактически на участке произрастает большое количество деревьев зрелого возраста в хорошем состоянии. Указывает также на то, что каждый земельный участок может принадлежать только к одной территориальной зоне. Между тем испрашиваемый земельный участок располагается на двух территориальных зонах: Ж-2А и Т-1. Просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено, что 12 апреля 2018 года административные истцы обратились в ДИЗО ОА г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:... под индивидуальное жилищное строительство, как многодетной семье.
17 июля 2018 года ДИЗО ОА г. Якутска письмом N... сообщил о невозможности предоставления указанного земельного участка для использования под индивидуальное жилищное строительство, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории лесных массивов городских лесов ГО "город Якутск" лесохозяйственного регламента, в связи с чем не может быть отведен под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, основанием отказа в предоставлении земельного участка явилось то, что запрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах "Ж-2А" (для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска) и "Т-1" (зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства). Также указано на то, что по проекту планировки территории квартала " ***" данный земельный участок расположен на территории общего пользования.
Суд, удовлетворяя исковые требования исходил из норм земельного законодательства, регулирующих вопросы предварительного согласования предоставления земельного участка и указал, что оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10, подпунктами 1-13 и 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в качестве оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в данном случае не имеется.
С таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Предварительное согласование предоставления земельного участка, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать или есть необходимость в уточнении границ земельного участка.
В данном случае земельный участок имеет кадастровый номер, что свидетельствует о постановке его на кадастровый учет, площадь определена равной 1000 кв.м, указано его местоположение. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что земельный участок образован. Кроме того, истцы оспаривают отказ в предоставлении земельного участка, а не отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В связи с указанным, ссылки суда первой инстанции на нормы права, регулирующие вопросы предварительного согласования предоставления земельного участка, являются ошибочными.
В силу п. 2 ст. 15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации.
Леса, по правилам ст. 6 ЗК РФ, располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 24 апреля 2018 года (далее ИСОГД) испрашиваемый земельный участок расположен в территориальных зонах "Ж-2А" (для индивидуального жилищного строительства на территории... ) и "Т-1" (зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства). Участок находится в зоне экологического ограничения лесохозяйственного регламента лесных насаждений, где установлен запрет на предоставление земельного участка.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов с особыми условиями использования территорий, для которого строительство индивидуального жилого дома является запрещенным видом использования земельных участков. Расположение земельного участка в зоне городских лесов также подтверждается актом обследования от 26 сентября 2018 года, составленным главным специалистом ОА г. Якутска. Из данного акта следует, что границы земельного участка с кадастровым N... относятся к выделу 9 квартала 20 лесохозяйственного регламента для лесных массивов городского округа "город Якутск" РС(Я), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 11.10.2013 г. N... На земельном участке имеются лесные насаждения породы сосна в количестве *** единиц. Расстояние от восточной границы участка до забора земельного участка, предназначенного для размещения кладбища, составляет ***.
Кроме того, земельный участок, в нарушение требований градостроительного законодательства, сформирован из земель, отнесенных к двум территориальным зонам. Так, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Следует также учесть, что по проекту планировки территории спорный земельный участок отнесен к землям общего пользования, что также является препятствием для предоставления спорного земельного участка в собственность истцам.
Таким образом, земельный участок сформирован с нарушениями норм градостроительного и земельного законодательства. Он расположен на территории общего пользования, образован из земель, расположенных в различных территориальных зонах, а также на территории, в отношении которого установлен лесохозяйственный регламент.
При наличии приведенных обстоятельств испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен истцам в собственность под индивидуальное жилищное строительство. В связи с чем отказ в предоставлении земельного участка является законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права, что влечет отмену решения суда.
Основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение норм материального права (пункты 1 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС(Я) от 09 октября 2018 года по данному делу отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Амбросьевой М.В, Амбросьева В.В. к ДИЗО ОА г. Якутска об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка отказать.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.