Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., с участием прокурора Никифоровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда (по правовым вопросам) В.С. на решение Якутского городского суда РС (Я) от 09 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс", которым
постановлено:
Постановление Государственной инспекции труда в РС(Я) от 10.08.2018 г. N5-1607-18-ПВ/87/57/1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс", отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в РС(Я).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" Иванова С.С, действующего на основании доверенности от _______ N.., суд
УСТАНОВИЛ:
03 августа 2018 г. постановлением заместителя прокурора г.Якутска Калинина Н.Е. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" в связи с заключением гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые правоотношения между работником и работодателем.
10 августа 2018 г. главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) В.С. вынесено постановление N 5-1607-18-ПВ/87/57/1, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" прекращено.
09 октября 2018 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился В.С, обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой в порядке статей 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой ставит вопрос об его отмене, направлении дела на новое рассмотрение. В жалобе заявитель полагает, что у суда отсутствовали основания для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение в инспекцию труда.
Так, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержало описания признаков трудовых правоотношений, должностная инструкция либо иные документы, указывающие на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы, выполнение работниками трудовой функции за плату, штатное расписание профессии, подчиненности правилам трудового распорядка или обеспечение условий труда. Представленные прокурором доказательства как наряд-акт, расчетная ведомость по пожару N ЗН не свидетельствовали о наличии трудовых правоотношений между сторонами договора. Полагает, что отсутствие состава правонарушения является существенным недостатком постановления как доказательства виновности учреждения, в связи с чем вывод о прекращении производства по делу является обоснованным и правильным.
Кроме того, в жалобе изложены доводы о том, что в силу закона возвращение постановления о возбуждении дела для устранения недостатков является правом должностного лица. В данном случае возможность возвращения постановления прокурору была утрачена, поскольку государственный инспектор труда не установилсостава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в РС(Я), надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного заседания, не явился. Ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не представлено.
В судебном заседании представитель ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" Иванов С.С. с жалобой не согласился, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.4 ст.5.27 КоАП РФ заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно ст.15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Из материалов дела усматривается, что в результате прокурорской проверки, в деятельности ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" установлены нарушения требований трудового законодательства.
Так, между ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" и гражданином П.Н. 09 июня 2018 г. заключен договор выполнения работ по тушению пожаров в период пожароопасного сезона в лесном фонде Республики Саха (Якутия) (мобилизованные) N 09-МОБ-3, вместе с тем отношения между заказчиком и исполнителем, определенные в договоре, фактически регулируют трудовые правоотношения.
Прекращая производство по делу главный государственный инспектор (по правовым вопросам) пришел к выводу о правомерности действий ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" по заключению вышеуказанного договора выполнения работ и отсутствия в нём признаков трудовых правоотношений, в связи с чем прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ.
При этом, должностное лицо, вынося постановление, ограничился лишь указанием на положения Трудового кодекса Российской Федерации, и констатацией отсутствия данных, перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в названном постановлении прокурора, также отсутствия документов подтверждающих наличие признаков трудовых отношений.
Между тем, такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, вывод судьи Якутского городского суда РС(Я) о нарушении требований о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела является обоснованным и правильным.
На момент рассмотрения в Якутском городском суде РС(Я) протеста заместителя прокурора г.Якутска, направившего дело на рассмотрение должностному лицу Государственной инспекции труда в РС(Я), срок давности привлечения ГАУ РС(Я) "Якутлесресурс" к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее ст.46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями п.2 ст.4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Из полномочий предоставленных суду Главой 30 КоАП РФ следует, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку направлены на переоценку изложенных в решении суда выводов о наличии существенных процессуальных нарушений в постановлении о прекращении производства по делу.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 09 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" - оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда (по правовым вопросам) В.С. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.