Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев жалобу представителя ГУП "ЖКХ РС(Я)" Бережневой С.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", которым
постановлено:
В удовлетворении жалобы представителя Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" - отказать, постановление руководителя отдела федерального государственного лесного надзора пи федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) - заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) Р.В. о назначении административного наказания N 278 от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителя ГУП "ЖКХ РС(Я)" Николаевой Н.А, действующей на основании доверенности от _______ N.., суд
УСТАНОВИЛ:
30 августа 2018 г. постановлением и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) Р.В. N 278 юридическое лицо - ГУП "ЖКХ РС(Я)" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
10 октября 2018 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилось ГУП "ЖКХ РС(Я)", обратилось в лице представителя Бережневой С.А. с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.9 КоАП РФ, в которой ставит вопрос об его отмене, прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку земельный участок имеет кадастровый паспорт, прошел кадастровый учет, отнесен к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования под котельную гараж, распоряжение главы муниципального района о предоставлении земельного участка. При этом отсутствуют сведения об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
В судебном заседании представитель ГУП "ЖКХ РС(Я)" Николаева Н.А. жалобу поддержала в полном объеме, просит удовлетворить.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого юридического лица, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 23 июля 2018 г. в 17 час. 00 мин. в ходе патрульно-рейдового мероприятия заместителем лесничего ГКУ РС(Я) "Сангарское участковое лесничество" в 500 м от населенного пункта Батамай, в квартале 102, выдел 123, обнаружен угольный склад с площадью 0.5 га, принадлежащий ГУП "ЖКХ РС(Я)".
В результате проверки установлено, что договор аренды на указанный земельный участок либо иные правоустанавливающие документы, отсутствуют.
По результатам замеров и расчетом площади земельного участка, произведенных М.С, инженером ОЗЛ Л.И. и мастером леса Д.И, установлен размер ущерба лесному фонду, что зафиксировано в акте осмотра N 1 от 23.07.2018 г. с приложением фототаблицы.
Собранные по делу материалы 07 августа 2018 г. определением заместителя лесничего переданы в соответствии со ст.23.24 КоАП РФ направлены Департаменту по лесным отношениям РС(Я) для рассмотрения и вынесения постановления по делу.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ГУП "ЖКХ РС(Я)" к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ, как самовольное занятие лесного участка, вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по указанной статье Кодекса.
Исследовав материалы дела, судья Якутского городского суда РС(Я) пришел к выводу о доказанности вины предприятия в совершении административного правонарушения, в связи с чем оставил оспариваемое постановление без изменения.
Между тем, изучение материалов дела не позволяет согласиться с указанными выводами должностного лица административного органа и суда, по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п.2 ч.1 ст.71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Согласно ст.72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.25 ЛК РФ использование лесов может осуществляться для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно ч.3 ст.72 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок, не превышающий срока действия соответствующего охотхозяйственного соглашения, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
В соответствии с ч.3 ст.45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно ст.9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из материалов дела установлено, что распоряжением главы МО "Кобяйский улус (район)" РС(Я) от 10 марта 2010 г. N 26-РГ, ГУП "ЖКХ РС(Я)" предоставлены в аренду земельные участки сроком на 49 лет, общей площадью 60 487 кв.м, в том числе согласно приложению к данному распоряжению земельный участок под котельную гараж в с.Батамай Кобяйского улуса (района) с площадью 145 кв.м. с кадастровым номером 14:13:130003:54.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 26 марта 2010 г. земельного участка с кадастровым номером 14:13:130003:54 имеет категорию земель "земли населенных пунктов" с фактической площадью 145 кв.м.
Следовательно, исходя из изложенных положений Лесного кодекса Российской Федерации, ГУП "ЖКХ РС(Я)" осуществляет использование лесного участка в установленном законом порядке и на основании правоустанавливающих документов.
Вместе с тем, доказательства, представленные в материалах дела, в подтверждение данного вывода должностного лица административного органа нельзя признать в качестве допустимых.
В протоколе об административном правонарушении N 3 от 07 августа 2018 г. должностным лицом при описании события административного правонарушения указано, что самовольное занятие лесного участка имело место быть в квартале 102, выдел 123 Сангарского участкового лесничества, в подтверждение чего указан акт осмотра лесного участка N 2 от 01.08.2018 г.
Между тем, в материалах дела данный акт осмотра отсутствует, из имеющегося в материалах дела акта осмотра лесного участка N 1 от 23 июля 2018 г. следует, что осмотр производился в выделе 133 квартала 102 Сангарского участкового лесничества.
При указанных обстоятельствах, материалы дела не содержат доказательств указывающих на самовольное занятие лесного участка, при этом установлено, что ГУП "ЖКХ РС(Я)" осуществляет использование лесного участка в установленном законом порядке и на основании правоустанавливающих документов.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из положений п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, принимая во внимание наличие разрешительного документа на занятие лесного участка у ГУП "ЖКХ РС(Я)", также отсутствие доказательств обратного, постановление и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) N 278 от 30 августа 2018 г. и решение Якутского городского суда РС(Я) от 10 октября 2018 г. подлежат отмене, производство по делу по ст.7.9 КоАП РФ в отношении ГУП "ЖКХ РС(Я)" прекращению, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление и.о. руководителя отдела федерального надзора в лесах (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) N 278 от 30 августа 2018 г. и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.9 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.