Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р, Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Добронравовой А.М. на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 2 октября 2018 года, которым Добронравовой А.М. отказано в удовлетворении иска к Министерству труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан Республики Татарстан об обязании выдать удостоверение о праве на меры социальной поддержки как члену семьи участника Великой Отечественной войны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Добронравовой А.М. - Добронравова А.И, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан Республики Татарстан - Верховой И.А, возражавшей доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Добронравова А.М. обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Алексеевском районе, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об обязании выдать удостоверение о праве на меры социальной поддержки как члену семьи участника Великой Отечественной войны. В обоснование иска указала, что она является инвали "адрес" группы с детства бессрочно и с момента рождения находилась на иждивении своего отца - участника Великой Отечественной войны ФИО7, умершего "дата" в селе "адрес" "адрес". Как инвалиду с детства с 22 декабря 1970 года ей было назначено ежемесячно пособие в размере 16 руб. Далее она работала и приобрела право на получение государственной социальной пенсии по инвалидности 2 группы в размере 9 919 руб. 73 коп. Её отец ФИО7 являлся инвалидом ВОВ, поскольку пенсия по случаю потери кормильца (за отца инвалида ВОВ) по размеру меньше, ей назначили пенсию по инвалидности. Истица обратилась к ответчикам и просила выдать ей удостоверение на льготы, как дочери умершего инвалида ВОВ, для получения мер социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, или для ремонта ветхого дома, в котором она проживает. В выдаче удостоверения ответчики ей отказали. В других организациях она также получала отрицательный ответ, в связи с чем истица просит обязать ответчиков выдать ей удостоверение о праве на меры социальной поддержки как члену семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны.
Представители истца в суде первой инстанции иск поддержали.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился.
Представитель ответчика отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Алексеевском муниципальном районе иск не признал.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе Добронравова А.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает, что имеются правовые основания для получения истцом мер социальной поддержки. Указывает на ошибочность вывода суда, что она не относится к категории лиц, установленных статьей 21 Федерального закона "О Ветеранах".
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно части 2 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супругу погибшего умершего инвалида войны, не вступившему в повторный брак, супругу погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившему в повторный брак, супругу погибшего (умершего) ветерана боевых действий не вступившему в повторный брак и проживающему одиноко или с несовершеннолетним ребенком (детьми) или с ребенком детьми старше 18 лет, ставшими инвалидом (ми) до достижения им (ими) возраста 18 лет или с ребенком (детьми), не достигшим (ми) возраста 23 лет и обучающегося (ихся) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно статье 50 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент смерти отца истицы - ФИО7, право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (статья 53 Закона).
Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.
Согласно статье 53 указанного Закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, вправе перейти на пенсию по случаю потери кормильца.
Судом установлено, что Добронравова А.М, "дата" года рождения, является дочерью ФИО7, "дата", - участника Великой Отечественной войны, умершего "дата" в селе "адрес" "адрес".
Согласно справке военного комиссара Калушско-Рожнятовского объединенного районного военного комиссариата от 29 августа 2012 года ФИО7, "дата", проходил воинскую службу в годы Великой Отечественной войны 12 ЗСП с 15 ноября 1944 года по 1 сентября 1945 года. Удостоверение участника боевых действий не выдавалось.
Также из материалов дела следует, что Добронравова А.М. (до замужества Дранчук) 7 апреля 1987 года вступила в брак с Добронравовым А.И. Брак заключен в селе Билярск Алексеевского района ТАССР, зарегистрирован в Билярском сельском Совете Алексеевского района ТАССР.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан отказано Добронравовой А.М. в назначении пенсии по случаю потери кормильца, так как ею не представлены документы, подтверждающие, что на момент смерти отца, проживавшего на Украине, она находилась на его иждивении, что подтверждается справкой от 10 ноября 2016 года N 01-11/24
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказало Добронравовой А.М. в выдаче удостоверения ввиду отсутствия документа из пенсионного органа, подтверждающего наличие у истца права на получение пенсии по случаю потери кормильца или документов, подтверждающих, что на дату смерти отца истица находилась на его иждивении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не нашел, с чем соглашается судебная коллегия.
Федеральным законом "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной поддержки для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, в частности предусмотрены меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 данного Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в подпунктах 1 - 15 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона.
Таким образом, приведенными нормативными положениями установлено общее правило, согласно которому для реализации членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны права на получение мер социальной поддержки необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения на его иждивении и получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Добронравова А.М. является инвалидом с детства 2 группы, нетрудоспособна, является получателем пенсии по инвалидности. Впервые пенсия по инвалидности ей была назначена с 22 декабря 1970 года, пожизненно.
По смыслу Федерального закона "О ветеранах" в системном единстве с положениями гражданского и жилищного законодательства предполагается предоставление мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан по обеспечению жильем, имеющего право на такие льготы.
Основанием возникновения права на такие социальные гарантии, является наделение гражданина уполномоченным государственным органом определенным статусом, в том числе члена семьи участника Великой Отечественной войны, путем выдачи соответствующего удостоверения.
Вместе с тем, истица не относится к лицам, названным в пунктах 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ, поскольку удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, она не имеет.
Кроме того, решением Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 10 июня 2015 года Добронравовой А.М. отказано в иске к Исполнительному комитету Алексеевского муниципального района республики Татарстан о признании её членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны ФИО7, состоявшей на его иждивении, а также права на получение субсидии. Судом установлено, что хотя Добронравова А.М. и была нетрудоспособной, но не состояла на иждивении своего отца на момент его смерти, так как не находилась на его полном содержании и не получала от него такую помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию, без которой она не смогла бы прожить.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 августа 2015 года данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Добронравовой А.М. - без удовлетворения.
По указанным основаниям доводы в апелляционной жалобе со ссылкой на то, что истица относится к категории лиц, установленных статьей 21 Федерального закона "О Ветеранах", отклоняются как несостоятельные.
Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда также не содержат, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права и не содержат фактов, которые бы влияли на его обоснованность и законность.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 2 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Добронравовой А.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.