Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Фатхутдинова Р.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Шамсутдинова Рината Зиятдиновича на решение Советского районного суда города Казани от 16 августа 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Шамсутдинова Рината Зиятдиновича к ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании незаконным постановку на диспансерный учет и понуждении к снятию с учета, исключению из базы данных и выдаче справки отказать,
УСТАНОВИЛА:
Шамсутдинов Р.З. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконной постановки на диспансерный учет и понуждении к снятию с учета, исключению из базы данных и выдаче справки.
В обоснование заявленных требований указано, что 3 апреля 2018 года административный истец обратился в адрес ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее по тексту ГАУЗ "РНД МЗ РТ") с просьбой выдать ему медицинскую справку, необходимую для замены водительского удостоверения, однако ему было отказано по тем основаниям, что в 2003 и 2009 годах он находился на лечении в ГАУЗ "РНД МЗ РТ".
Также Шамсутдинову Р.З. стало известно, что в 2009 году он был постановлен на диспансерный учет. В 2000-х годах по совету знакомых административный истец несколько раз обращался в ГАУЗ "РНД МЗ РТ" с целью профилактики собственного здоровья на условиях анонимности. Поставленный ему диагноз является стандартным, при этом имеются признаки подтасовки данных в медицинских картах. О каком-либо наблюдении он не предупреждался и об этом ему известно не было. Его постановка на учет является незаконной, создает препятствия реализации его прав и интересов.
Просит суд признать незаконной постановку на диспансерный учет, обязать ГАУЗ "РНД МЗ РТ" снять административного истца с диспансерного учета, выдать ему справку о том, что на учете у врача-нарколога он не состоит.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда указывая на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, не дана оценка доводам, изложенным в письменных объяснениях. Медицинские карты 3103 от 21 июня 2003 года, N 391 от 21 января 2005 года, N5839 от 5 ноября 2006 года, N2362-1 от 8 апреля 2009 года являются недопустимыми доказательствами. Обращает внимание на то, что в 2010 году ему выдана справка N112063 от 7 апреля 2010 года для получения водительского удостоверения. Обращает внимание на то, что согласно приложенным к апелляционной жалобе квитанциям, корешкам ордеров и договоров подтверждается факт оказания адвокатских услуг, что говорит о фальсификации справок, согласно которым он в указанные в документах периоды находился на лечении.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
На основании Инструкции "О порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключения составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты). Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях).
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета:
а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года.
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам:
- стойкая ремиссия (выздоровление);
- изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
- направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями);
- в связи со смертью.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что согласно письму главного врача ГАУЗ "РНД МЗ РТ" N869 от 3 мая 2018 года Шамсутдинов Р.З. состоит на диспансерном учете в ГАУЗ "РНД МЗ РТ".
Из медицинской карты N3103 усматривается, что 21 июня 2003 года административный истец доставлен бригадой скорой помощи в приемной покой ГАУЗ "РНД МЗ РТ" и ему был поставлен диагноз " "данные изъяты" В стационаре находился 13 дней. На учете у нарколога состоит с 2001 года. Также указано, что стационарно лечится повторно, последняя алкоголизация была 20 февраля 2002 года. В качестве рекомендации при выписке указано на необходимость наблюдения и лечения у нарколога по месту жительства.
Из медицинской карты N391 судом первой инстанции установлено, что 21 января 2005 года истец самостоятельно обратился в ГАУЗ "РНД МЗ РТ" и ему поставлен диагноз " "данные изъяты" В стационаре находился 25 дней. Также указано, что стационарно лечится первый раз, при этом указана дата последней алкоголизации - 20 января 2005 года. При выписке была дана рекомендация посещать группы "данные изъяты"
Из медицинской карты N5839 судом первой инстанции установлено, что 5 ноября 2006 года административный истец самостоятельно обратился в ГАУЗ "РНД МЗ РТ" и ему поставлен диагноз "данные изъяты" В стационаре находился 25 дней. Также указано, что стационарно лечится первый раз, при этом указана дата последней алкоголизации - 4 ноября 2006 года. При выписке рекомендаций не дано.
Из медицинской карты N2362-1 усматривается, что 8 мая 2009 года административный истец госпитализирован в плановом порядке по направлению в ГАУЗ "РНД МЗ РТ" и ему поставлен диагноз "данные изъяты" В стационаре находился 30 дней. Также указано, что стационарно лечится первый раз, при этом дата последней алкоголизации - 10 апреля 2004 года. В качестве рекомендации при выписке - наблюдение и лечение у нарколога по месту жительства.
Согласно представленных медицинских карт за 2003 и 2009 годы административный истец проходил лечение на бюджетной основе, в 2009 году был предупрежден о постановке на учет, в случае наличия наркологического диагноза. По итогам лечения административному истцу поставлены диагнозы, подтверждающие факт наличия синдрома зависимости от алкоголя.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.
Основанием для отказа в иске явилось наличие у административного истца установленного диагноза, подтвержденного медицинскими документами, имеющимися в деле, который является безусловным основанием для постановки лица на диспансерный учет и динамическое наблюдение, в связи с чем судебная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о признании постановки на диспансерный учет незаконной.
Так, в соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета, утвержденной Приказом Минздрава СССР N 704 от 12 сентября 1988 года, за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкой, объективной подтвержденной ремиссии устанавливаются сроки диспансерного учета - больных хроническим алкоголизмом - 3 года. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Анализируя вышеуказанное, больной может быть снят с диспансерного учета по истечении трех лет только при соблюдении им определенных условий: назначение лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и при наступлении после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Стойкой ремиссии в течение 3 лет, которая является необходимым условиям для снятия с диспансерного учета, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о фальсификации документов и ссылка в ней на оказание адвокатских услуг в период, указанных в справках как прохождение стационарного лечения, не нашел своего подтверждения, поскольку как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ" Макаров И.В. учреждение не является закрытым, по договоренности с врачом истец можно покинуть помещение и осуществить действия.
Фактически доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 16 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шамсутдинова Рината Зиятдиновича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.