Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года, которым постановлено: административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в рассмотрении по существу заявлений Алексаниной Марии Константиновны и Алексаниной Ларисы Викторовны о продлении статуса вынужденного переселенца, изложенные в письмах Врио начальника УВМ МВД по РТ Аманова Р.Р.N25/1298 от 21.02.2018г. и N25/1246 от 21.02.2018г.
Обязать Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по РТ рассмотреть по существу заявления Алексаниной Марии Константиновны и Алексаниной Ларисы Викторовны о продлении статуса вынужденного переселенца и принять процессуальное решение.
В остальной части административного иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МВД по РТ, поддержавшего доводы жалобы, объяснения административных истцов, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились с административным иском к Управлению по вопросам миграции МВД по Республики Татарстан, МВД по РТ о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве вынужденных переселенцев и отказа в рассмотрении по существу заявления о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев, понуждении устранить допущенные нарушения.
В обоснование указали, что решением Территориального органа УФМС по РТ от 30 ноября 2001 года, Алексанина Л.В, Алексанина М.К. и супруг Алексанин К.Н. были признаны вынужденными переселенцами. В 2006 году Алексанин К.Н. умер. В соответствии с постановлением Главы администрации Ново-Савиновского района г. Казани, Алексанина Л.В. и члены ее семьи приняты на учёт для улучшения жилищных условий. Распоряжением Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов от 09.06.2017 года... р, Алексанина Л.В. включена в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов. Каждый год она в соответствии с ФЗ "О вынужденных переселенцах" подавала заявление о продлении статуса вынужденного переселенца. В очередной раз, обратившись с указанным заявлением в Управление по вопросам миграции МВД по РТ, узнала, что она и ее дочь сняты с учёта в качестве вынужденных переселенцев решением МВД по РТ от 09 января 2018 года, с 30 ноября 2017 года. Само же ее заявление о продлении статуса вынужденных переселенцев по существу рассмотрено не было, о чём указано в письме ответчика. Решение о снятии с учёта ей не предоставлено, а письмо с уведомлением о снятии с учёта направлено только 21 февраля 2018 года, так же как и дочери, а не в пятидневный срок, в соответствии с требованиями части 4 статьи 9 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Заявление о продлении статуса вынужденного переселенца, поданное 06 февраля 2018 года, не рассмотрено.
На протяжении 17 лет административные истцы состояли на учёте в качестве вынужденных переселенцев. В конце ноября 2017 года, Алексанина Л.В. в связи с обострением заболеваний и ухудшением самочувствия в силу возраста забыла подать заявление о продлении. Забывчивость обусловлена наличием болезни Альцгеймера в начальной стадии.
На протяжении указанного времени продлением статуса вынужденных переселенцев занималась Алексанина Л.В, а дочери Алексаниной М.К. только говорила, какие документы необходимо предоставить и где и что подписать. Снятие учёта в качестве вынужденных переселенцев и отказ в продлении статуса лишает прав, предусмотренных статьёй 6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах". В настоящее время из-за данного решения, они лишены возможности на получение жилого помещения в соответствии с нормами его предоставления на каждого члена семьи по программе вынужденных переселенцев.
Административные истцы просили признать незаконными решение Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 09 января 2018 года о снятии их с учёта в качестве вынужденных переселенцев, а так же отказ в рассмотрении по существу заявления о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев; обязать ответчика восстановить и продлить им статус вынужденных переселенцев.
Ответчик иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе МВД по РТ просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (статья 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", далее - Закон от 19 февраля 1993 г.).
В силу пункта 4 статьи 5 Закона от 19 февраля 1993 г. статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона от 19 февраля 1993 г. лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного Закона.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона от 19 февраля 1993 г. к одному из основных направлений работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами относится оказание вынужденным переселенцам содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
В силу указанных в статье 1 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" обстоятельств вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого названный Закон РФ, определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.
Статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Судом установлено, что решением Территориального органа УФМС по РТ от 30 ноября 2001 года, Алексанина Л.В, Алексанина М.К. и Алексанин К.Н. признаны вынужденными переселенцами. В 2006 году Алексанин К.Н. умер. В соответствии с постановлением Главы администрации Ново-Савиновского района г. Казани, Алексанина Л.В. и члены ее семьи приняты на учёт для улучшения жилищных условий. Распоряжением Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов от 9 июня 2017 года... р Алексанина Л.В. включена в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов.
Решением МВД по РТ от 9 января 2018 года, с 30 ноября 2017 года Алексанины Л.В. и М.К. сняты с учёта в качестве вынужденных переселенцев.
30 ноября 2017 года срок действия статуса вынужденных переселенцев истек, с заявлением о продлении срока действия статуса истцы обратились 6 февраля 2018 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии поданного административными истцами заявлений о продлении статуса вынужденных переселенцев по истечении срока предоставления статуса, УВМ МВД по РТ обязано было рассмотреть данные заявления по существу, с принятием мотивированного решения.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.
В силу пп. 95, 108-109 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом МВД России от 14 ноября 2017 N 853 основанием для начала административной процедуры является поступление заявления вынужденного переселенца о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Для продления сока действия статуса вынужденного переселенца каждым заявителем, достигшим возраста 18 лет, не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган МВД России по месту учета в письменной форме подается заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и документы, указанные в подпунктах 32.2-32.4 пункта 32 Административного регламента.
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца должностному лицу, уполномоченному на его рассмотрение.
Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.
Доводы апелляционной жалобы МВД по РТ о том, что истцы пропустили срок подачи в орган миграции заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, поэтому оно не было рассмотрено по существу, не состоятельны, поскольку, как усматривается из ответов УВМ МВД по РТ, отказывая в рассмотрении заявления истцов по существу, ответчик не исследовал причины, указываемые истцами, которые не позволили им своевременно обратиться. В ответах не содержится никаких суждений об уважительности или неуважительности причин, в связи с чем отказ в рассмотрении заявления носит немотивированный характер, т.е. его нельзя признать обоснованным. Между тем, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцами пропущен месячный срок для оспаривания действий МВД по РТ, предусмотренный п. 2 ст. 8 Закона РФ о вынужденных переселенцах, также не являются основанием для отмены решения суда, поскольку пунктом 3 ст. 8 этого Закона предусмотрен трехмесячный срок обжалования со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Данный срок истцами не пропущен.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.