Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2018 года, которым постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капитал-Траст-Инвест" ДУ Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "АС - фонд строительный" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 488 537 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 105 775 929 рублей по состоянию на 5 августа 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 229 891 квадратный метр, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 60 531 768 рублей по состоянию на 8 августа 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 1 229 450 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", в размере 253 210 090 рублей по состоянию на 8 августа 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Управляющая компания "Капитал-Траст-Инвест" ДУ Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "АС - фонд строительный" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование указало, что владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "АС - фонд строительный", доверительное управление которого осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капитал-Траст-Инвест", являются собственниками:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 488 537 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 5 августа 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 229 891 квадратный метр, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 8 августа 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования) площадью 1 229 450 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 8 августа 2016 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 5 августа 2016 года, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... определена по состоянию на 8 августа 2016 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет соответственно 251 244 808 рублей 36 копеек, 119 003 076 рублей 15 копеек, 636 424 792 рубля 50 копеек.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... в размере 57 572 068 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 5 августа 2016 года; земельного участка с кадастровым номером... в размере 32 970 992 рубля, равном его рыночной стоимости по состоянию на 8 августа 2016 года; земельного участка с кадастровым номером... в размере 139 315 234 рубля, равном его рыночной стоимости по состоянию на 8 августа 2016 года.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Кабинет Министров РТ просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет... от 6 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Элэндэй Консалтинг" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Капитал-Траст-Инвест", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 5 августа 2016 года составила 57 572 068 рублей, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... по состоянию на 8 августа 2016 года составила соответственно 32 970 992 рубля, 139 315 234 рубля.
По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 5 августа 2016 года, согласно заключению, составила 105 775 929 рублей; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 8 августа 2016 года, согласно заключению, составила 60 531 768 рублей; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 8 августа 2016 года, согласно заключению, составила 253 210 090 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям закона, в связи с чем, не может быть положен в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости земельных участков, поэтому суд взял за основу заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" ФИО5... от 23 июля 2018 года, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установилрыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.