Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю,
судей Шубина Д.В, Быстровой М.А,
при секретаре Худоба О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 14 сентября 2018 года, которым постановлено:
административные исковые требования Коровиной А.Е. удовлетворить; признать незаконным письменный отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (исх: N от 03.05.2018г.) в согласовании границ земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территорий под многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес";обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области согласовать границы земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, выполненной кадастровым инженером ООО "СТП-Контроль" Ц. под многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Шубина Д.В,пояснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области Коноваловой А.В, поддержавшей жалобу, возражения представителя Коровиной А.Е. Клевцова В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коровина А.Е. обратилась в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, указывая, что ей принадлежит на праве собственности 60/100 доли жилого помещения - квартиры N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной в многоквартирном жилом доме довоенной постройки состоящего из двух квартир по адресу: "адрес".В фактическом пользовании жильцов дома находится часть земельного участка КН N площадью "данные изъяты" кв.м, который граничит со всех сторон, за исключением части границы, примыкающей к улице У, с земельными участками с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, границы которых сформированы (установлены) и поставлены на кадастровый учет.На земельном участке расположены постройки его жителей для хранения в них инвентаря и оборудования в целях содержания и обслуживания дома, а также деревья, не подлежащие вырубке по Правилам благоустройства федерального курорта, и коммуникации с установленной для них охранной зоной, что исключает строительство новых капитальных объектов.С учетом указанных обстоятельств, а также учитывая исторически сложившиеся границы кадастровым инженером, по ее заданию была разработана схема расположения земельного участка.Истица неоднократно обращалась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - ТУ ФАУГИ в Калининградской области) с заявлениями по согласованию границ земельного участка под многоквартирный жилой дом (вх: N от 15.09.2016, вх: N от 07.12.2016, вх: N от 08.02.2017), однако, в этом было отказано по тем основаниям, что заявленная площадь земельного участка является необоснованной, и в связи с тем, что в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области не представлен проект планировки территории, на основании которого будет принято решение об образовании заявленного
земельного участка (ответы за исх: N от 10.10.2016, N от 14.12.2016, N от 13.03.2017).02 апреля 2018 года она обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области с заявлением (вх. N от 02.04.2018 г..) о согласовании границ земельного участка под многоквартирный жилой дом согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, изготовленной кадастровым инженером ООО "СТП-Контроль" Ц. Истице в удовлетворении заявления от 2 апреля 2018 года было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с нормами действующего законодательстваобразование испрашиваемого земельного участка без утвержденного проекта межевания территории не предоставляется возможным и рекомендовано обратиться в адрес муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" с предложением о разработке и утверждения проекта планировки территории.
Полагает такой отказ незаконным, поскольку в кадастровом квартале N сформировано и поставлено на государственный кадастровый учет множество земельных участков, в том числе в районе расположения многоквартирного жилого дома N по "адрес".Образуемый земельный участок окружают со всех сторон сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, что подтверждается справкой кадастрового инженера Ц. N от 05.05.2017 года.Поскольку в данной ситуации застроенная территория разделена на земельные участки, то отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории не является препятствием для согласования границ земельного участка на котором расположен многоквартирный жилой дом N по "адрес" согласно представленной схеме, т.к. такие границы земельного участка сложились исторически, а другие границы сформировать невозможно, поскольку это будет противоречить нормам ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.Просит признать незаконным письменный отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 03.05.2018) в согласовании границ земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территорий под многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области согласовать границы земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, выполненной кадастровым инженером ООО "СТП-Контроль" Ц. под многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес".
Судом постановлено изложенное выше решение.
ТУ Росимущества в Калининградской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать, в обоснование указывает на то, что земельный участок в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и проектом планировки территории, формирование же земельных участков в границах кварталов или микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, наосновании схемы расположения земельного участка не допускается. Вывод суда о том, что образуемый земельный участок ограничен рядом расположенными земельными участками, не соответствует действительности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278 (в редакции от 19 декабря 2016 г.) (далее - Положение) территориальное управление Росимущества в Калининградской области осуществляет полномочия собственника, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением, в частности принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1.17 пункта 4 Положения).
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного вчасти 8.1 настоящей статьи.
В силу п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 ГрК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участковв границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Установлено, что Коровина А.Е. является собственником 60/100 долей квартиры N в многоквартирном жилом доме N по "адрес".
02 апреля 2018 года Коровина А.Е. обратилась с письменным заявлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской о формировании земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. под многоквартирный жилой дом N по "адрес", с учетом фактического землепользования на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером ООО "СТП-Контроль" Ц.
Согласно данной схеме, Коровина А.Е. испрашивает формирование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, представляющего собой кадастровый квартал N за исключением сформированных ранее в нем земельных участков.
Проект планировки, проект межевания территории, на которой Коровина А.Е. просит сформировать земельный участок, отсутствуют.
Территориальное управление Росимущества по Калининградской области своим письменным ответом от 03 мая 2018 года в адрес административной истицы отказало в формировании земельного участка согласно представленной схеме ввиду отсутствия разработанного и утвержденного проекта планировки территории.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N12-П, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Вместе с тем, принцип диспозитивности предполагает, что заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом, реализуемые в данном случае путем предъявления определенных административныхисковыхтребований, которые должны разрешаться в рамках заявленных предмета и оснований, и суд не вправе произвольно их изменять.
Требования Коровиной А.Е. сводятся не к обязаниюТУ Росимущества в Калининградской области сформировать некий земельный участок под многоквартирный жилой дом вообще, а исключительно в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка (без учета отсутствующих проекта планировки, проекта межевания территории), то есть в определенном порядке и в конкретных границах.
Из вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что формирование испрашиваемого земельного участка только на основании схемы его расположения на кадастровом плане без проведения межевания территории противоречит подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, в силу чего отказ ТУ Росимущества в Калининградской области в формировании земельного участка на основании схемы расположенияследует признать законным.
Необходимо также принять во внимание следующее.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. При этом, в силу ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из представленной в ТУ Росимущества в Калининградской области Коровиной А.И. схемы, формирование испрашиваемого участка предполагается таким образом, что частьземельного участка КН N, ограниченного земельного участками КН N, КН N, КН N,КН N, КН N и не включенного в состав формируемого, имеет такую изломанность границ, что самостоятельное использование ее в качестве обособленного земельного участка невозможно.
При таких условиях обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 14 сентября 2018 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Коровиной Анастасии Евгеньевны отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.