Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Зеленовой Е.Ф.
судей Малоедовой Н.В, Никитенко Н.В,
при секретаре Гуня К.В,
с участием прокурора Тархановой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 21 сентября 2018 года по иску прокурора г.Копейска, действующего в интересах Савенкова Ивана Андреевича к администрации Копейского городского округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда.
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения Савенкова И.А. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Копейска обратился в суд с иском в интересах Савенкова И.А. к администрации Копейского городского округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в соответствии с санитарно-техническими нормами, площадью не менее 18 кв.м, в черте Копейского городского округа за счет субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В обоснование исковых требований истец указал, что Савенков И.А, *** является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Савенкова И.А. -*** лишена родительских прав решением Копейского городского суда от 26.03.2012 года, вступившим в законную силу, отец - *** ограничен в родительских правах решением Копейского городского суда от 11.03.2011 года, вступившим в законную силу. Распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области от 08.06.2011 года N1967-р Савенков И.А. определен под опеку. Распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области от 14.07.2011 года
N243 5-р Савенков И.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Своего жилья Савенков И.А. не имеет, временно проживает по адресу: ***
В суде первой инстанции истец Савенков И.А, прокурор, действующий в его интересах, настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - администрации Копейского городского округа Курбатова Е.А, возражала против удовлетворения требований, указав, что в соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью субъекта Российской Федерации. В настоящее время выделяемых Правительством Челябинской области администрации Копейского городского округа денежных средств не достаточно. Предоставление жилья осуществляется в порядке очередности, внеочередное предоставление истцу жилья нарушает права других лиц.
Представители третьих лиц Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области в суде первой инстанции участия не принимали, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.
Решением суда исковые требования удовлетворены. На администрацию Копейского городского округа Челябинской области возложена обязанность предоставить Савенкову И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, применительно к условиям Копейского городского округа Челябинской области в соответствии с санитарно-техническими нормами не менее 18 кв.м, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.
В апелляционной жалобе представитель администрации Копейского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что администрация Копейского городского округа не имеет возможности обеспечить Савенкова И.А. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений без дополнительного финансирования из средств бюджета Челябинской области. Считает, что предоставление Савенкову И.А. жилого помещения по договору найма
специализированных жилых помещений по решению суда, обязательному для исполнения, по сути является предоставлением жилого помещения вне очереди, что нарушает права и законные интересы других граждан, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые встали на учет ранее, чем Савенков И.А. Указывает, что предоставление Савенкову И.А. жилого помещения органом местного самоуправления возможно лишь после выделения дополнительных денежных средств из бюджета Челябинской области на приобретение жилого помещения Савенкову И.А, в связи с обеспечением его жилым помещением вне очереди.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, заслушав пояснения истца Савенкова И.А, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Савенков И.А. ***, является ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Родители Савенкова И.А.: мать ***лишена родительских прав решением Копейского городского суда от 26.03.2012 года, вступившим в законную силу, отец ***ограничен в родительских правах решением Копейского городского суда от 10.03.2011 года, вступившим в законную силу,
Опекуном Савенкова И.А. в соответствии с распоряжением главы Копейского городского округа Челябинской области от 08.06.2011 года N1967-р назначена ***
Савенков И.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в областной Список граждан в возрасте от 18 лет и старше подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по Копейскому городскому округу.
В настоящее время Савенков И.А. не достиг возраста 23-х лет, закончил обучение, не находится на государственном обеспечении, проживает по адресу: ***, своего жилья не имеет.
Жилым помещением специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени не обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Савенков И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в Список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен, в связи с чем пришел к выводу о том, что Савенков И.А. имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления - 18 кв.м, установленной на территории Копейского городского округа, возложив обязанность по предоставлению жилья Савенкову И.А. на администрацию Копейского городского округа за счет средств субвенции, предоставляемых из бюджета Челябинской области.
Выводы суда судебная коллегия считает правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закона), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального
найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (пп. 3 п. 4 указанной статьи).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7).
В силу статьи 5 Закона, предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1,17 Закона Челябинской
области от 25 октября 2007 N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (в ред. Закона Челябинской области от 31 января 2013 года N447-30).
В соответствии с положениями Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 3).
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (ст. 6).
В соответствии с Решением собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 24.09.2008 года N158-МО "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения на территории Копейского городского округа Челябинской области" норма предоставления жилого помещения на территории Копейского городского округа Челябинской области по договору социального найма составляет не менее 18 кв. метров общей площади.
Доводы апелляционной жалобы администрации о том, что жилье истцу будет предоставлено только при поступлении денежных средств из областного бюджета основанием для отмены решения суда не являются, поскольку указанные обстоятельства не освобождают администрацию Копейского городского округа Челябинской области от возложенной на нее законом обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц.
По смыслу вышеназванных норм закона жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Савенков И.А. названного возраста достиг, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем у ответчика в силу закона возникла обязанность по обеспечению его жильем.
Гарантированное законом право Савенкова И.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной
поддержки в виде обеспечения жильем не ставится законом в зависимость от момента выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели. Также как и от момента формирования специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы администрации о недостаточности денежных средств, выделяемых из областного бюджета, невозможности предоставления истцу жилья без дополнительного финансирования также не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство не освобождает администрацию от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем.
Ссылка ответчика на то, что удовлетворение исковых требований Савенкова И.А. о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не может быть принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применен закон, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 21 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.