Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В, Лобовой Л.В,
при секретаре Завалишиной Н.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Денисовой К.В. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 апреля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Денисовой К.В. к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы о признании отказа незаконным, выплате пособия по уходу за ребенком в двойном размере - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Денисова К.В. 02.03.2018 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЦАО г. Москвы) о признании незаконным отказа в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании назначить выплату пособия, мотивируя обращение тем, что постоянно зарегистрирована и проживает по месту жительства в ***, являющейся территорией, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, с 13.01.2015 состоит в трудовых отношениях с ООО "Корпорация Главмосстрой"; в связи с рождением ребенка *** работодатель предоставил ей отпуск по уходу за ребенком и назначил ежемесячное пособие по уходу за ним в двойном размере, однако в октябре 2017 года при обращении в УСЗН ЦАО г. Москвы в дальнейшей выплате пособия было отказано ввиду фактического проживания истца в Московской области, т.е. на территории, не подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, что истец полагает незаконным, нарушающим ее право на социальное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представители ответчика иск не признали.
24.04.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Денисова К.В. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Щербаковым А.Г.
В заседании судебной коллегии истец Денисова К.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, ответчик УСЗН ЦАО города Москвы в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 109-110).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Денисова К.В, *** года рождения, уроженка ***, с 11.01.1982 постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, территория которого согласно справке ГБУ ТО "МФЦ" г. *** отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 13).
Согласно свидетельству о рождении *** у истца родился сын Д*, место рождения - *** (л.д. 18), который с *** согласно справке ГБУ ТО "МФЦ" также проживает в *** (л.д. 14).
Как следует из справки ООО "Корпорация Главмосстрой" с 13.01.2015 Денисова К.В. работает в должности ***, с *** по *** находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, с *** находится в отпуске до достижения ребенком возраста 3 лет, при этом выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет осуществлялась в двойном размере и ее ежемесячный размер составлял *** руб. (л.д. 10).
Согласно ответу от *** отдела социальной защиты населения района Хамовники УСЗН ЦАО г. Москвы на обращение работодателя истца ООО "Корпорация Главмосстрой", у Денисовой К.В. отсутствует право на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, предусмотренного п. 7 ст. 18 Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку в результате проведенной проверки установлено, что Денисова К.В. зарегистрирована по месту пребывания с 13.08.2015 по 13.08.2020 в городе ***, который не входит в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 (л.д. 12).
Так, согласно справке ЦАСР УВМ ГУ МВД России по г. Москве Денисова К.В. с 13.08.2015 по 13.08.2020 зарегистрирована по месту пребывания в *** (л.д. 71), в ответе от *** на обращение УСЗН ЦАО г. Москвы участковый уполномоченный ОМВД России по г. Донскому Тульской области указал, что им неоднократно осуществлялся выезд по адресу: *** с целью проверки постоянного проживания Денисовой К.В, при неоднократном помещении дверь квартиры никто не открыл, опросить соседей не представилось возможным, поскольку дом является только сданным в эксплуатацию и в соседние квартиры никто не заселился (л.д. 72-74).
В подтверждение фактического проживания в *** истцом представлен листок нетрудоспособности по беременности и родам, выданный *** ГУЗ Донская городская больница N 1 Тульской области (л.д. 15), медицинские документы по явке в женскую консультацию указанной больницы за период с сентября 2015 года по январь 2016 года (л.д. 16-17), обращение 11.05.2016 в клинику лазерной медицины в г. *** (л.д. 19), сведения об уплате коммунальных платежей (л.д. 20-31), кассовые чеки на приобретение товаров и продуктов в магазинах городов ***, за период после октября 2017 года (л.д. 32-59), договор социального найма жилого помещения от *** по адресу: *** (л.д. 60-61).
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Денисовой К.В, поскольку совокупность представленных сторонами доказательств не свидетельствует о постоянном проживании (работе) Денисовой К.В. в г. ***, такие доказательства свидетельствуют о том, что сохраняя постоянную регистрацию в ***, истец Денисова К.В. фактически проживает в городе ***, который не относится к населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем оснований для предоставления ей мер социальной поддержки как гражданину, постоянно проживающему (работающему) на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Так, Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) определена государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст.1).
Статьей 7 закона установлено, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв.км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 13 указанного закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" городской округ - *** отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
М еры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом установлены статьей 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, которые предусматривают, что г ражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 5, 7, 10 и 11 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции, действовавшей до 30.06.2016) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с льготно-экономическим статусом, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, вступившие в силу с 01.07.2016 и п. 7 ст. 18 Закона изложен в редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей; при этом ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые постоянно проживают (работают) на территориях зон, указанных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074, и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30.06.2016, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом от 15.051991 N 1244-1 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, до наступления оснований прекращения выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 устанавливают, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами, при этом ежемесячная выплата, указанная в п. 7 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона, осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата: в зоне отселения - не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439 утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которыми определяется порядок назначения и выплаты такого пособия; приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2008 N 692н утверждены Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с п. 3 Правил и п. 3 Разъяснений пособие назначается и выплачивается гражданам: постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Таким образом, действующее законодательство условием предоставления мер социальной защиты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является именно их постоянное проживание (работа) на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Между тем, представленные истцом в суд первой инстанции доказательства не свидетельствуют о ее постоянном проживании или работе в г. ***, поскольку истец, будучи зарегистрированной по месту пребывания в городе *** на длительное время, постоянно работает в ООО "Корпорация Главмосстрой", расположенном в городе ***, ребенок, о выплате пособия на которого просит истец, также родился в городе ***, при этом ссылки на постоянную регистрацию по месту жительства в *** не влекут иного применения положений Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Так, в силу ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Представленные в суд апелляционной инстанции сведения о снятии истца с регистрационного учета по месту пребывания в *** с 06.02.2018, а также приложенные к апелляционной жалобе наряд-допуск на производство работ от ***, акт по выполнению ремонтных работ от ***, ответ участкового уполномоченного ОМВД России по г. Донскому Тульской области от ***, свидетельствующие о том, что *** по адресу: *** находится в стадии ремонта, не влекут отмену решения суда, поскольку не свидетельствуют о постоянном проживании (работе) истца на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, учитывая, что представленные истцом доказательства получены ею после обращения в УСЗН ЦАО г. Москвы за получением пособия и отказа ответчика в его назначении ввиду отсутствия сведений о фактическом постоянном проживании истца на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено; доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисовой К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.