Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Семченко А.В.
и судей Масленниковой Л.В, Мызниковой Н.В,
при секретаре Сихарулидзе А.Т,
с участием прокурора Храмовой О.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта Российской Федерации на решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 июня 2018 года, которым постановлено:
"Признать незаконным приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ от 25.04.2016 N... "Об увольнении Никишиной А.С.".
Признать незаконным расторжение служебного контракта с Никишиной АС, освобождение от должности, увольнение 25 апреля 2016 года с государственной гражданской службы в Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Восстановить Никишину АС на государственной гражданской службе Российской Федерации, обязав Министерство транспорта Российской Федерации предложить Никишиной АС по окончании отпуска по уходу за ребенком все имеющиеся в Министерстве транспорта Российской Федерации вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой Никишиной А.С. должности гражданской службы, уровня ее квалификации, ее специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в Министерстве транспорта Российской Федерации предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в пользу Никишиной АС средний заработок за время вынужденного прогула в размере 559198,20 руб, компенсацию морального вреда в размере 10000,00 руб.
В остальной части исковых требований - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Никишина А.С. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Росгранице, Минтрансу России, просила признать недействительным (незаконным) приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 25.04.2016 N.., признать незаконным расторжение с ней служебного контракта, освобождение от должности государственной гражданской службы, увольнение с 25.04.2016 из Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации на основании п. 8.3 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, восстановить на государственной гражданской службе в Министерстве транспорта Российской Федерации в должности главного специалиста - эксперта, взыскать с Минтранса России в свою пользу 100 000 руб. в качестве компенсации морального вреда, недополученное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с 26.04.2016 по 07.02.2017 в размере 47 621 руб. 28 коп, средний заработок за время вынужденного прогула с 08.02.2017 по день вынесения решения суда.
В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что на основании служебного контракта от 07.04.2008 N 60 состояла на государственной гражданской службе и замещала должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ по 25.04.2016. С 2013 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, с 2015 года находится в отпуске по уходу за ребенком Никишиным Даниилом до достижения возраста трех лет. 19.02.2016 получила предупреждение о предстоящем увольнении в связи с упразднением Росграницы. При этом, вакантные должности ей предложены не были, истец была включена в трудовой резерв Минтранса России, что не гарантирует трудоустройство в данной организации. 25.04.2016 председателем ликвидационной комиссии издан приказ об увольнении истца, произведено перечисление денежных средств при увольнении и прекращены выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Истец полагает произведенное увольнение незаконным, поскольку не был проинформирован профсоюзный орган в двухмесячный срок, увольнение носит дискриминационный характер по признаку семейного положения и месту жительства, кроме того, ей не была предложена ни одна из имевшихся в Минтрансе России вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ею должности гражданской службы, которые она могла бы замещать с учетом уровня ее квалификации, специальности, направлению подготовки.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 21.09.2016 в удовлетворении исковых требований Никишиной А.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2018 решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21.09.2016 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4.04.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Минтранс России.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя ответчика - Тонких С.Р, заключение прокурора Храмовой О.П, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" ( статья 2 этого Закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" ( статья 73 Закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в редакции, действующей на момент увольнения Никишиной А.С. - 25 апреля 2016 г.; далее по тексту все нормативные правовые акты изложены в редакции, действующей на момент увольнения с гражданской службы Никишиной А.С.) при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения ( часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона ( часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа ( пункт 4 Правил).
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему упраздняемого государственного органа должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
В случае отсутствия в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя этого государственного органа предлагает гражданскому служащему упраздняемого государственного органа вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Обязанность по предложению вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа должна выполняться представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, и в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Никишина А.С. (ранее Лебедева) на основании служебного контракта от 07.04.2008 г N 60 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, состояла на государственной гражданской службе на должности главного специалиста-эксперта отдела программного планирования и конкурсных торгов Управления перспективного развития.
На основании приказа Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 02.11.2015 г N 266-к Никишиной А.С. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 02.11.2015 по 07.08.2018.
Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 25.04.2016 N... расторгнут служебный контракт, Никишина А.С. освобождена от должности государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела материально-технического и социального обеспечения Административного управления и уволена 25.04.2016 на основании п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа) Федерального закона от 27.07.2004 г N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При увольнении Никишиной А.С. была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск.
Основанием для издания указанного приказа послужил Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 40 "Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации", согласно которому функции упраздняемого Агентства были переданы Министерству транспорта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 159-Р, принятым во исполнение вышеупомянутого Указа, установлено, что работники упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации продолжают выполнять возложенные на них обязанности до высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению Росграницы был установлен до 01.09.2016.
Председателю ликвидационной комиссии Росграницы поручено оказать работникам упраздняемой Росграницы содействие в трудоустройстве в иные федеральные органы исполнительной власти, а при невозможности трудоустройства или при отказе работников от трудоустройства обеспечить предоставление им гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом также установлено, что Никишина А.С. была включена в кадровый резерв Минтранса России.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным приказа Росграницы от 25.04.2016 N... "Об увольнении Никишиной А.С.", признании незаконным расторжения служебного контракта, освобождения от должности, увольнения 25.04.2016 с государственной гражданской службы, восстановлении на государственной гражданской службе, поскольку ответчиком в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", так как исходя из анализа перечня вакантных должностей, положений должностных регламентов по этим должностям следует, что ряд имевшихся в Минтрансе России вакансий соответствовал категории и группе замещаемой Никишиной А.С. должности гражданской службы, уровню ее квалификации, профессионального образования и стажу ее гражданской службы, опыту работы по специальности, направлению подготовки, однако ни одна из имеющихся вакантных должностей предложена не была.
Принимая во внимание, что Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, в котором истец состояла на государственной службе, на момент вынесения решения суда упразднено, сведения о прекращении его деятельности как юридического лица внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, функции упраздненного органа на основании Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 40 переданы Минтрансу России, выступающему правопреемником Росграницы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, суд верно определил, что нарушенные в связи с незаконным увольнением права истца подлежат восстановлению путем возложения на Минтранс России обязанности предложить Никишиной А.С. по окончании отпуска по уходу за ребенком все имеющиеся в Министерстве транспорта Российской Федерации вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой ей должности гражданской службы, уровня ее квалификации, ее специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в Министерстве транспорта Российской Федерации предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Согласно ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
На основании ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном объеме.
Соответственно, средний заработок подлежит взысканию в пользу истца за весь период вынужденного прогула со дня, следующего за днем увольнения, по день вынесения решения суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. 4 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
При определении размера компенсации за время вынужденного прогула, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, суд первой инстанции верно исходил из расчета среднего дневного заработка, представленного ответчиком, за вычетом выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и определилее в размере 559 198 руб. 20 коп.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании недополученного пособия по уходу за ребенком, начисление которого после ее увольнения производилось учреждением ФСС РФ в меньшем размере, чем в период работы в Росгранице, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что за весь период времени вынужденного прогула истцу присуждена выплата среднего заработка, которая призвана компенсировать работнику неполученный доход за период незаконного лишения возможности трудиться.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Доводы жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, не содержат правовых оснований для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.